Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
2.3. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3.Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения
3
8
9
11
12
12
13
14
16
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знакомство с блочным программированием» имеет техническую
направленность и ориентирована на получение первоначальных навыков
блочного программирования и развитие логического мышления.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
1.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в РФ»;
2.
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
8.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
3
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
Актуальность программы состоит в том, что использование
мультимедийной среды для блочного программирования позволяет
сформировать у обучающихся интерес к программированию, развитию
логического мышления.
Программа полностью отвечает социальному заказу по подготовке
квалифицированных кадров в области инженерии и соответствует
современным направлениям научно-технологического развития Российской
Федерации.
Данная
программа
представляет
собой
совокупность
междисциплинарных занятий, интегрирующих в себе науку, технологию,
программирование, техническое творчество. Всё это способствует
формированию
у
обучающихся
целостного
представления
о
программировании и его месте в окружающем мире, знакомит с актуальными
тенденциями развития IT направлений. Кроме того, реализация данного
направления помогает развитию коммуникативных навыков у обучающихся
за счёт активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной
деятельности.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «Знакомство с блочным программированием» является обучение
с азами программирования посредством построения команд без знания
языков программирования в мультимедийной среде с использованием
интерактивного обучения, что возможно благодаря модульному,
разновозрастному и разноуровневому принципу представления содержания и
построения учебных планов.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знакомство с блочным программированием» предназначена для детей в
возрасте 7–8 лет, не имеющих ограниченных возможностей здоровья,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
технической направленности.
4
Формы занятий групповые. Количество обучающихся в группе – 12
человек. Состав групп постоянный.
Возрастные особенности группы:
Содержание программы учитывает возрастные и психологические
особенности детей от 7 до 8 лет.
Дети от 7 до 8 лет, понимаются нами, как младший школьный возраст.
Они отличаются подвижностью, любознательностью, конкретностью
мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем
неумением долго концертировать свое внимание на чем-либо. Ребят также
увлекает совместная групповая деятельность и игры. Дети этого возраста
дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать вместе со всеми в
играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его
личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 1 раз в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 70 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Формы занятий: программой предусмотрены групповые формы
занятий.
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий (в зависимости от целей занятия и его темы): вводное занятие;
ознакомительное занятие; тематическое занятие; лекция; семинар; модульное
обучение; метод кейс-стадии; коучинг (наставничество); ролевые игры;
деловая игра; действие по образцу; работа в парах; метод рефлексии; метод
«Лидер-ведомый;
обмен
опытом;
мозговой
штурм;
консалтинг
(консультирование); метод проектов; комбинированное занятие; итоговое
занятие.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
5
общеразвивающей программы: представление о возможностях квантума и
оборудования, межквантумное взаимодействие, формирование и развитие
творческих способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация
обучающихся к познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности
и формирование «гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность; – критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения; – умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Формы подведения итогов реализации программы:
На стартовом уровне программы итогом реализации программы могут
быть: беседа, соревнование, мастер-класс, выставка, технический зачет,
защита проекта, учебно-исследовательская конференция, презентация,
практическое занятие.
Цель: познакомить обучающихся с блочным программированием с
использованием интерактивной мультимедийной среды в игровой форме.
Задачи:
Обучающие:
1.
Сформировать первоначальные знания о программировании;
2.
Научить программировать простейшие задачи с использованием
блоков;
3.
Сформировать практические умения в области блочного
программирования;
4.
Познакомить с правилами безопасности работы на компьютере.
Развивающие:
1.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность;
2.
Развивать психофизиологические качества у обучающихся:
память, внимание, способность логически мыслить, анализировать ситуацию
и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
3.
Развивать у обучающихся инженерное мышление, навыки
конструирования, программирования;
6
4.
Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и
изобретательность, креативное мышление и пространственное воображение.
Воспитательные:
1.
Формировать творческое отношение к выполняемой работе;
2.
Воспитывать умение работать в команде, эффективно
распределять обязанности;
3.
Повышение мотивации обучающихся к изобретательству и
созданию собственных продуктов;
4.
Повышение интереса к техническим профессиям;
5.
Формирование у учащихся стремления к получению качественно
выполненного законченного результата (проекта).
7
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Теория
Практика
№
п/п
Всего
Количество
часов
16
2
8
1
8
1
Презентация
2
1
1
Презентация
6
3
3
Презентация
6
3
3
Анализ работ
22
4
6
11
2
3
11
2
3 Анализ работ
12
6
6
20
8
10
4
10
4
12
6
6
Анализ работ
12
6
6
3
6
3
Презентация работ
6
3
3
Анализ работ
70
35
35
Название темы
1.
Введение.
1.1. Вводное занятие. Техника
безопасности.
Компьютеры вокруг нас.
1.2. Знакомство с мышью и
клавиатурой.
1.3. Знакомство с мультимедийной
средой программирования.
Элементы окна среды Scratch.
1.4. Объекты. Гибкость интерфейса при
управлении объектами.
2.
Знакомство с анимацией
2.1. Работа с объектами
2.2. Закладка среды «Костюмы»,
«Фоны».
2.3. Блоки команд среды («Внешность»,
«Движение», «Звуки»)
3.
Работа с командами
3.1. Работа с командами в закладке
«Скрипт». Механизм создания
скрипта.
3.2. Анимированные объекты. Команды
цикла блока «Контроль».
4
Анимация движения и звука
4.1. Анимация с использованием
команд движения и звука
4.2. Работа с несколькими объектами
(поля, методы).
ИТОГО:
Форма контроля
Презентация работ
8
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1.Введение.
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Компьютеры вокруг
нас.
Теория: Знакомство. Определение. История развития информационных
технологий. Применение информационных технологий в быту.
Практика: Ответы на вопросы.
1.2. Значение компьютеров в быту и промышленности Техника
безопасности.
Теория: Устройство компьютера. Операционная система Windows и
набор
стандартных
программ.
Роль
компьютеров
в
развитии
информационных технологий. Техника безопасности при работе с
компьютером. Что такое программирование?
Практика: Ответы на вопросы.
1.3. Знакомство с мультимедийной средой программирования.
Элементы окна среды Scratch.
Теория: Знакомство с элементами окна среды Scratch: костюмы, блоки,
спрайты, рабочее поле.
Практика: Работа со спрайтами: выбор спрайтов, создание новых
костюмов для имеющихся спрайтов.
1.4. Объекты. Гибкость интерфейса при управлении объектами.
Теория: Принципы работы с объектами, интерфейс (внешний вид)
среды и его гибкость при управлении объектами.
Практика: управление объектами на примере создания небольшого
скрипта по управлению «Котиком». Изменение размера и цвета выбранных
объектов. Удаление не нужного объекта и костюма. Создание или изменение
имеющегося костюма.
2. Знакомство с анимацией
2.1. Работа с объектами
Теория: Рассмотрение возможностей по работе с объектами: изменение
имеющихся, создание новых.
Практика: удалить объект Кот, изучить все варианты удаления,
дублирования, экспорта объекта, а также изменения его размера,
познакомиться с объектами папок и загрузить новый объект с компьютера,
нарисовать для него новый объект (по заданию), изучив встроенный
Графический редактор среды, познакомиться со случайной загрузкой
объектов.
2.2. Закладка среды «Костюмы», «Фоны».
Теория: Рассмотрение способов создания (изменения) костюмов и
фонов.
Практика: Выбор фона из имеющихся и его изменение, создание
(изменение) костюмов. Создание собственной открытки. Демонстрация
созданных открыток и собственный вывод о приобретённых навыках.
2.3. Блоки команд среды («Внешность», «Движение», «Звуки»)
9
Теория: знакомство с блоками «Внешность», «Движение», «Звуки».
Практика: создаём спрайт и собираем для него скрипт используя блоки
«Внешность», «Движение», «Звуки». Наблюдаем, что может делать каждая
команда.
3. Работа с командами
3.1. Работа с командами в закладке «Скрипт». Механизм создания
скрипта.
Теория: Изучение команд в закладке «Скрипт» и механизмов создания
скрипта. Рассматривание всех блоков.
Практика: Создание скрипта для выбранного спрайта используя
рассмотренные блоки. Спрайт должен перемещаться от края до края меняя
костюм и проигрывая мелодию.
3.2. Анимированные объекты. Команды цикла блока «Контроль».
Теория: Рассмотрение команды блока «Контроль» (жёлтый блок), в
него входят команды «События» и «Управления».
Практика: Создание скрипта для выбранного спрайта с
использованием команд блока «Контроль». Скрипт должен начать действия,
когда будет нажат зелёный флажок и повторить действие несколько раз.
Создание второго скрипта, действие которого будет начинаться при нажатии
на клавишу «пробел» и повторяться «всегда».
4. Анимация движения и звука
4.1. Анимация с использованием команд движения и звука
Теория: Изучение понятия «анимация», рассуждение как можно
сделать анимацию. Рассматривание команд блоков «Движение» и «Звук».
Практика: создание анимации «Кот артист» и анимационной открытки
«День рождения».
4.2. Работа с несколькими объектами (поля, методы).
Теория: Рассмотрение анимаций с несколькими объектами,
расположение их на сцене (поле). Изучение координат.
Практика: Создание игры «Кот обжора».
10
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
знать/понимать:
- основы работы с компьютером;
- принципы работы в мультимедийной среде для программирования;
- основы разработки алгоритмов;
- принципы составления программ, игр, анимации;
уметь:
- собирать элементарные алгоритмы из блоков;
- проектировать и работать со спрайтами;
- разрабатывать программы из блоков;
- искать ошибки в коде;
- работать на компьютере с соблюдением техники безопасности.
Личностные результаты:
1. Умение решать поставленные задачи с использованием творческого
подхода;
2. Умение работать в команде: работа в общем ритме, эффективное
распределение задач и др.;
3. Умение выслушивать другие мнения, а также формулировать,
отстаивать и аргументировать свое мнение;
4. Умение выстраивания логической последовательности действий,
правильной постановки целей и задач, а также достижение конечного
наиболее качественно выполненного проекта (задачи, результата).
Метапредметные результаты:
1. Умение применять на практике творческий подход при решении
задач;
2. Развитие внимания, памяти, способности логического мышления,
находить правильные решения в ходе рассуждения;
3. Развитие логического мышления;
4. Умение выбирать технические средства для решения поставленных
задач;
5.
Умение
планировать
свою
деятельность:
определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,
составление плана и последовательности действий;
6. Умение прогнозирования результата деятельности;
7. Умение автоматизировать или видоизменять конечный результат с
целью придания ему уникальности.
11
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год
Дата
начала
обучения
11
сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
35
Количество
учебных
дней
35
Количество Режим
учебных
занятий
часов
70
1 занятие по
2 часа в
неделю
Каникулы:
2023-2024 уч.год:
23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение;
− столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место
для педагога.
Оборудование:
Стандартный набор офисных приложений: Microsoft Power Point,
Microsoft Word.
Информационное обеспечение: среда для программирования Scratch
или аналог.
При работе в дистанционном режиме – на рабочие места педагога и
обучающихся должны быть предустановлены соответствующие сервисы.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1
педагог с квалификацией «педагог дополнительного образования». Уровень
образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат
/ специалитет / магистратура).
Методические материалы: карточки с описанием кейсов (заданий и
проектов), презентации нового материала, настольные игры для развития
логики и последовательного мышления, электронные игры для развития
навыков построения алгоритмов, готовые программные коды (в том числе с
пропущенными строчками для проверки знаний по отдельным темам), квизы
по пройденным темам, оценочные материалы.
Информационное обеспечение:
12
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие
навыки
представляются
в
виде
оценки
продуктов
деятельности обучающихся и/или посредством выполнения контрольных
заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты групповых проектов.
13
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
14
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Методические пособия для педагогов:
1. Босова А.Ю., Сорокина Т.Е., Информатика. 5-6 классы. Практикум
по программированию в среде Scratch./ А.Ю. Босова, Т.Е. Сорокина – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2. Рындак В.Г., Дженжер В.О., Денисова Л.В. Проектная деятельность
школьника в среде программирования Scratch: учебно-методическое пособие
/ В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. ‒ Оренбург: Оренб. гос. ин-т.
менеджмента, 2009. ‒ 116 с.: ил.
3. Цветкова М.С., Богомолова О.Б., Информатика. Математика. 3-6
классы. Программы внеурочной деятельности для начальной и средней
школы. - / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. –М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2015. – 128 с. 7.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1. Голиков Д.В. 40 проектов на Scratchдля юных программистов./Д.В.
Голиков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2019. – 192 с.:ил.
2. Торгашева Ю.В. Мои первые программы на SCRATCH. Питер.
2018г., 96с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.nachalka.com/book/export/html/1398
2. http://window.edu.ru/resource/056/78056/files/scratch_lessons.pdf
3. http://letopisi.ru/index.php/Школа_Scratch
15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Креативное
мышление
Оцениваемые
параметры
Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции
Методы
диагностики
Набранный
балл
- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт
-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией
-активно общается
со
всеми участниками
образовательного
процесса
-в доступной форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно выступает
перед аудиторией
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
- проявление
творческих
-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную
оценку
- не проявляет
творческих
- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью
педагога
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить
Наблюдение
Диагностичес
Карта аналогов
кая карта
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка
- не ярко
выражены
- проявляет
творческие
Наблюдение
Проектная работа
Диагностичес
кая карта
16
(1-3 б)
Работа в
команде
(1-3 б.)
Творческая
активность
(1-3 б)
способностей при
создании
новых идей
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
- не принимает
участие
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы
способности при
формировании и
реализации новых
идей, отличающихся
своей
нестандартностью
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка
- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей
- проявляет интерес
иактивно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
17