Знакомство с блочным программированием

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
2.3. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3.Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения

3
8
9
11
12
12
13
14
16

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знакомство с блочным программированием» имеет техническую
направленность и ориентирована на получение первоначальных навыков
блочного программирования и развитие логического мышления.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
1.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в РФ»;
2.
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
8.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
3

по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
Актуальность программы состоит в том, что использование
мультимедийной среды для блочного программирования позволяет
сформировать у обучающихся интерес к программированию, развитию
логического мышления.
Программа полностью отвечает социальному заказу по подготовке
квалифицированных кадров в области инженерии и соответствует
современным направлениям научно-технологического развития Российской
Федерации.
Данная
программа
представляет
собой
совокупность
междисциплинарных занятий, интегрирующих в себе науку, технологию,
программирование, техническое творчество. Всё это способствует
формированию
у
обучающихся
целостного
представления
о
программировании и его месте в окружающем мире, знакомит с актуальными
тенденциями развития IT направлений. Кроме того, реализация данного
направления помогает развитию коммуникативных навыков у обучающихся
за счёт активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной
деятельности.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «Знакомство с блочным программированием» является обучение
с азами программирования посредством построения команд без знания
языков программирования в мультимедийной среде с использованием
интерактивного обучения, что возможно благодаря модульному,
разновозрастному и разноуровневому принципу представления содержания и
построения учебных планов.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знакомство с блочным программированием» предназначена для детей в
возрасте 7–8 лет, не имеющих ограниченных возможностей здоровья,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
технической направленности.
4

Формы занятий групповые. Количество обучающихся в группе – 12
человек. Состав групп постоянный.
Возрастные особенности группы:
Содержание программы учитывает возрастные и психологические
особенности детей от 7 до 8 лет.
Дети от 7 до 8 лет, понимаются нами, как младший школьный возраст.
Они отличаются подвижностью, любознательностью, конкретностью
мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем
неумением долго концертировать свое внимание на чем-либо. Ребят также
увлекает совместная групповая деятельность и игры. Дети этого возраста
дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать вместе со всеми в
играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его
личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 1 раз в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 70 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Формы занятий: программой предусмотрены групповые формы
занятий.
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий (в зависимости от целей занятия и его темы): вводное занятие;
ознакомительное занятие; тематическое занятие; лекция; семинар; модульное
обучение; метод кейс-стадии; коучинг (наставничество); ролевые игры;
деловая игра; действие по образцу; работа в парах; метод рефлексии; метод
«Лидер-ведомый;
обмен
опытом;
мозговой
штурм;
консалтинг
(консультирование); метод проектов; комбинированное занятие; итоговое
занятие.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
5

общеразвивающей программы: представление о возможностях квантума и
оборудования, межквантумное взаимодействие, формирование и развитие
творческих способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация
обучающихся к познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности
и формирование «гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность; – критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения; – умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Формы подведения итогов реализации программы:
На стартовом уровне программы итогом реализации программы могут
быть: беседа, соревнование, мастер-класс, выставка, технический зачет,
защита проекта, учебно-исследовательская конференция, презентация,
практическое занятие.
Цель: познакомить обучающихся с блочным программированием с
использованием интерактивной мультимедийной среды в игровой форме.
Задачи:
Обучающие:
1.
Сформировать первоначальные знания о программировании;
2.
Научить программировать простейшие задачи с использованием
блоков;
3.
Сформировать практические умения в области блочного
программирования;
4.
Познакомить с правилами безопасности работы на компьютере.
Развивающие:
1.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность;
2.
Развивать психофизиологические качества у обучающихся:
память, внимание, способность логически мыслить, анализировать ситуацию
и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
3.
Развивать у обучающихся инженерное мышление, навыки
конструирования, программирования;
6

4.
Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и
изобретательность, креативное мышление и пространственное воображение.
Воспитательные:
1.
Формировать творческое отношение к выполняемой работе;
2.
Воспитывать умение работать в команде, эффективно
распределять обязанности;
3.
Повышение мотивации обучающихся к изобретательству и
созданию собственных продуктов;
4.
Повышение интереса к техническим профессиям;
5.
Формирование у учащихся стремления к получению качественно
выполненного законченного результата (проекта).

7

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Теория

Практика

№
п/п

Всего

Количество
часов

16
2

8
1

8
1

Презентация

2

1

1

Презентация

6

3

3

Презентация

6

3

3

Анализ работ

22
4
6

11
2
3

11
2
3 Анализ работ

12

6

6

20
8

10
4

10
4

12

6

6

Анализ работ

12
6

6
3

6
3

Презентация работ

6

3

3

Анализ работ

70

35

35

Название темы

1.
Введение.
1.1. Вводное занятие. Техника
безопасности.
Компьютеры вокруг нас.
1.2. Знакомство с мышью и
клавиатурой.
1.3. Знакомство с мультимедийной
средой программирования.
Элементы окна среды Scratch.
1.4. Объекты. Гибкость интерфейса при
управлении объектами.
2.
Знакомство с анимацией
2.1. Работа с объектами
2.2. Закладка среды «Костюмы»,
«Фоны».
2.3. Блоки команд среды («Внешность»,
«Движение», «Звуки»)
3.
Работа с командами
3.1. Работа с командами в закладке
«Скрипт». Механизм создания
скрипта.
3.2. Анимированные объекты. Команды
цикла блока «Контроль».
4
Анимация движения и звука
4.1. Анимация с использованием
команд движения и звука
4.2. Работа с несколькими объектами
(поля, методы).
ИТОГО:

Форма контроля

Презентация работ

8

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1.Введение.
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Компьютеры вокруг
нас.
Теория: Знакомство. Определение. История развития информационных
технологий. Применение информационных технологий в быту.
Практика: Ответы на вопросы.
1.2. Значение компьютеров в быту и промышленности Техника
безопасности.
Теория: Устройство компьютера. Операционная система Windows и
набор
стандартных
программ.
Роль
компьютеров
в
развитии
информационных технологий. Техника безопасности при работе с
компьютером. Что такое программирование?
Практика: Ответы на вопросы.
1.3. Знакомство с мультимедийной средой программирования.
Элементы окна среды Scratch.
Теория: Знакомство с элементами окна среды Scratch: костюмы, блоки,
спрайты, рабочее поле.
Практика: Работа со спрайтами: выбор спрайтов, создание новых
костюмов для имеющихся спрайтов.
1.4. Объекты. Гибкость интерфейса при управлении объектами.
Теория: Принципы работы с объектами, интерфейс (внешний вид)
среды и его гибкость при управлении объектами.
Практика: управление объектами на примере создания небольшого
скрипта по управлению «Котиком». Изменение размера и цвета выбранных
объектов. Удаление не нужного объекта и костюма. Создание или изменение
имеющегося костюма.
2. Знакомство с анимацией
2.1. Работа с объектами
Теория: Рассмотрение возможностей по работе с объектами: изменение
имеющихся, создание новых.
Практика: удалить объект Кот, изучить все варианты удаления,
дублирования, экспорта объекта, а также изменения его размера,
познакомиться с объектами папок и загрузить новый объект с компьютера,
нарисовать для него новый объект (по заданию), изучив встроенный
Графический редактор среды, познакомиться со случайной загрузкой
объектов.
2.2. Закладка среды «Костюмы», «Фоны».
Теория: Рассмотрение способов создания (изменения) костюмов и
фонов.
Практика: Выбор фона из имеющихся и его изменение, создание
(изменение) костюмов. Создание собственной открытки. Демонстрация
созданных открыток и собственный вывод о приобретённых навыках.
2.3. Блоки команд среды («Внешность», «Движение», «Звуки»)
9

Теория: знакомство с блоками «Внешность», «Движение», «Звуки».
Практика: создаём спрайт и собираем для него скрипт используя блоки
«Внешность», «Движение», «Звуки». Наблюдаем, что может делать каждая
команда.
3. Работа с командами
3.1. Работа с командами в закладке «Скрипт». Механизм создания
скрипта.
Теория: Изучение команд в закладке «Скрипт» и механизмов создания
скрипта. Рассматривание всех блоков.
Практика: Создание скрипта для выбранного спрайта используя
рассмотренные блоки. Спрайт должен перемещаться от края до края меняя
костюм и проигрывая мелодию.
3.2. Анимированные объекты. Команды цикла блока «Контроль».
Теория: Рассмотрение команды блока «Контроль» (жёлтый блок), в
него входят команды «События» и «Управления».
Практика: Создание скрипта для выбранного спрайта с
использованием команд блока «Контроль». Скрипт должен начать действия,
когда будет нажат зелёный флажок и повторить действие несколько раз.
Создание второго скрипта, действие которого будет начинаться при нажатии
на клавишу «пробел» и повторяться «всегда».
4. Анимация движения и звука
4.1. Анимация с использованием команд движения и звука
Теория: Изучение понятия «анимация», рассуждение как можно
сделать анимацию. Рассматривание команд блоков «Движение» и «Звук».
Практика: создание анимации «Кот артист» и анимационной открытки
«День рождения».
4.2. Работа с несколькими объектами (поля, методы).
Теория: Рассмотрение анимаций с несколькими объектами,
расположение их на сцене (поле). Изучение координат.
Практика: Создание игры «Кот обжора».

10

2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
знать/понимать:
- основы работы с компьютером;
- принципы работы в мультимедийной среде для программирования;
- основы разработки алгоритмов;
- принципы составления программ, игр, анимации;
уметь:
- собирать элементарные алгоритмы из блоков;
- проектировать и работать со спрайтами;
- разрабатывать программы из блоков;
- искать ошибки в коде;
- работать на компьютере с соблюдением техники безопасности.
Личностные результаты:
1. Умение решать поставленные задачи с использованием творческого
подхода;
2. Умение работать в команде: работа в общем ритме, эффективное
распределение задач и др.;
3. Умение выслушивать другие мнения, а также формулировать,
отстаивать и аргументировать свое мнение;
4. Умение выстраивания логической последовательности действий,
правильной постановки целей и задач, а также достижение конечного
наиболее качественно выполненного проекта (задачи, результата).
Метапредметные результаты:
1. Умение применять на практике творческий подход при решении
задач;
2. Развитие внимания, памяти, способности логического мышления,
находить правильные решения в ходе рассуждения;
3. Развитие логического мышления;
4. Умение выбирать технические средства для решения поставленных
задач;
5.
Умение
планировать
свою
деятельность:
определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,
составление плана и последовательности действий;
6. Умение прогнозирования результата деятельности;
7. Умение автоматизировать или видоизменять конечный результат с
целью придания ему уникальности.

11

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год

Дата
начала
обучения
11
сентября

Дата
окончания
обучения
25 мая

Количество
учебных
недель
35

Количество
учебных
дней
35

Количество Режим
учебных
занятий
часов
70
1 занятие по
2 часа в
неделю

Каникулы:
2023-2024 уч.год:
23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение;
− столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место
для педагога.
Оборудование:
Стандартный набор офисных приложений: Microsoft Power Point,
Microsoft Word.
Информационное обеспечение: среда для программирования Scratch
или аналог.
При работе в дистанционном режиме – на рабочие места педагога и
обучающихся должны быть предустановлены соответствующие сервисы.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1
педагог с квалификацией «педагог дополнительного образования». Уровень
образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат
/ специалитет / магистратура).
Методические материалы: карточки с описанием кейсов (заданий и
проектов), презентации нового материала, настольные игры для развития
логики и последовательного мышления, электронные игры для развития
навыков построения алгоритмов, готовые программные коды (в том числе с
пропущенными строчками для проверки знаний по отдельным темам), квизы
по пройденным темам, оценочные материалы.
Информационное обеспечение:

12

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие

навыки

представляются

в

виде

оценки

продуктов

деятельности обучающихся и/или посредством выполнения контрольных
заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты групповых проектов.

13

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
14

с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Методические пособия для педагогов:
1. Босова А.Ю., Сорокина Т.Е., Информатика. 5-6 классы. Практикум
по программированию в среде Scratch./ А.Ю. Босова, Т.Е. Сорокина – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2. Рындак В.Г., Дженжер В.О., Денисова Л.В. Проектная деятельность
школьника в среде программирования Scratch: учебно-методическое пособие
/ В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. ‒ Оренбург: Оренб. гос. ин-т.
менеджмента, 2009. ‒ 116 с.: ил.
3. Цветкова М.С., Богомолова О.Б., Информатика. Математика. 3-6
классы. Программы внеурочной деятельности для начальной и средней
школы. - / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. –М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2015. – 128 с. 7.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1. Голиков Д.В. 40 проектов на Scratchдля юных программистов./Д.В.
Голиков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2019. – 192 с.:ил.
2. Торгашева Ю.В. Мои первые программы на SCRATCH. Питер.
2018г., 96с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.nachalka.com/book/export/html/1398
2. http://window.edu.ru/resource/056/78056/files/scratch_lessons.pdf
3. http://letopisi.ru/index.php/Школа_Scratch

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели

Коммуникации
(1-3 б)

Критическое
мышление
(1-3 б)

Креативное
мышление

Оцениваемые
параметры

Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции

Методы
диагностики

Набранный
балл

- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления

-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт

-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией

-активно общается
со
всеми участниками
образовательного
процесса
-в доступной форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно выступает
перед аудиторией

Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
- проявление
творческих

-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную
оценку
- не проявляет
творческих

- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью
педагога

- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить

Наблюдение
Диагностичес
Карта аналогов
кая карта
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка

- не ярко
выражены

- проявляет
творческие

Наблюдение
Проектная работа

Диагностичес
кая карта
16

(1-3 б)

Работа в
команде
(1-3 б.)

Творческая
активность
(1-3 б)

способностей при
создании
новых идей

способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи

- умение работать в
команде: находить
общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня

- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно

- не принимает
участие

творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы

способности при
формировании и
реализации новых
идей, отличающихся
своей
нестандартностью

Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка

- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка

- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей

- проявляет интерес
иактивно участвует
- самостоятельно
выполняет работу

Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.