Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
2.3. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения
3
8
12
22
24
24
25
26
27
29
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
««IT. Arduino» имеет техническую направленность и ориентирована на
получение начальных навыков программирования микроконтроллера Arduino
и практических умений сборки устройств на его базе.
1.
Основанием для проектирования и реализации данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в РФ»;
3.
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» ( далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по
3
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность программы обусловлена современным этапом развития
общества, характеризующимся ускоренными темпами освоения техники и
технологий, потребностью общества в технически грамотных специалистах в
области инженерии, а также необходимостью повышения мотивации к выбору
инженерных профессий и созданию системы непрерывной подготовки
будущих
квалифицированных
инженерных
кадров,
обладающих
академическими знаниями и профессиональными компетенциями для
развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Программа полностью отвечает социальному заказу по подготовке
квалифицированных кадров в области инженерии и соответствует
современным направлениям научно-технологического развития Российской
Федерации.
Данная
программа
представляет
собой
совокупность
междисциплинарных занятий, интегрирующих в себе науку, технологию,
инженерное дело, конструирование, программирование, техническое
творчество и основанных на активном обучении детей. Всё это
способствует формированию у обучающихся целостного представления о
мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в
окружающем мире, знакомит с актуальными тенденциями развития в
области науки и техники, с перспективными сферами российской науки и
инженерии. Кроме того, реализация данного направления помогает
развитию коммуникативных навыков у обучающихся за счёт активного
взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «IT. Arduino» является использование проектной деятельности в
качестве основной образовательной технологии, возможность реализации
детскими командами реальных инженерно-технических проектов, а также
возможность
организации
образовательного процесса, исходя из интересов и способностей
обучающихся, что возможно благодаря модульному, разновозрастному,
4
разноуровневому
учебных планов.
принципу
представления
содержания
и
построения
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT. Arduino» Знакомство с блочным программированием» предназначена для
подростков в возрасте 10–15 лет, не имеющих ограниченных возможностей
здоровья, проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
технической направленности.
Формы занятий групповые. Количество обучающихся в группе – 12
человек. Состав групп постоянный.
Группа разновозрастная, смешанная по составу. Содержание программы
при этом остаётся одинаковым. Варьироваться может лишь используемое для
занятий оборудование и сложность самих заданий (исходя из уровня знаний
обучающихся), которые при этом не выходят за рамки содержания
общеобразовательной программы.
Возрастные особенности группы:
Содержание программы учитывает возрастные и психологические
особенности детей от 10 до 15 лет.
Дети от 10 до 11 лет, понимаются нами, как младший школьный возраст.
Они отличаются подвижностью, любознательностью, конкретностью
мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем
неумением долго концертировать свое внимание на чем-либо. Ребят также
увлекает совместная групповая деятельность и игры. Дети этого возраста
дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать вместе со всеми в играх.
Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные
неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Дети c 12-15 лет, понимаются нами, как подростковый возраст. У детей
возрастает ценность интимно-личностного общения, особенно со
сверстниками; постепенно общение становится ведущей деятельностью детей.
У ребят также начинается бурное развитие рефлексии, анализ своего
поведения, схожести с другими и отличий становится обычным делом для
ребенка. Появляются определённые барьеры в общении, стеснительность
(которая может проявляться как в скованности, так и в демонстративности и
грубости) приходит на смену былой непосредственности поведения.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 2 раза в неделю
Срок
освоения
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы и составляет 2 года.
5
Объем общеразвивающей программы составляет 280 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Формы занятий: программой предусмотрены групповые формы
занятий.
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий (в зависимости от целей занятия и его темы):
вводное занятие; ознакомительное занятие; тематическое занятие;
лекция; семинар; модульное обучение; метод кейс-стадии; коучинг
(наставничество); ролевые игры; деловая игра; действие по образцу; работа в
парах; метод рефлексии; метод «Лидер-ведомый; обмен опытом; мозговой
штурм; консалтинг (консультирование); метод проектов; комбинированное
занятие; итоговое занятие.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
Формы подведения итогов реализации программы:
На стартовом уровне программы итогом реализации программы могут
быть: беседа, соревнование, мастер-класс, выставка, технический зачет,
защита проекта, учебно-исследовательская конференция, презентация,
практическое занятие.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (базовый уровень).
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких
форм
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний – технических знаний и научно-технической
терминологии, наряду с трансляцией целостной концепции согласно
содержанию учебного плана программы конкретных модулей, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы –
изучение основ теории простых механизмов, алгоритмизации и
программирования, способствует формированию навыка проведения
исследования явлений и выявления простейших закономерностей.
Цель: закрепление навыков по сборке элементарных устройств на базе
микроконтроллера Arduino, применение имеющихся знаний и навыков
программирования микроконтроллера Arduino на практике.
Задачи:
Обучающие:
1.
Закрепить знания о сборке электронных устройств на базе
микроконтроллера Arduino;
2.
Научить программировать электронные устройства на базе
микроконтроллера Arduino;
6
3.
Сформировать практические умения в области конструирования и
программирования;
4.
Ознакомить с правилами безопасности работы с электронными
устройствами.
Развивающие:
1.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность;
2.
Развивать психофизиологические качества у обучающихся:
память, внимание, способность логически мыслить, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
3.
Развивать у обучающихся инженерное мышление, навыки
конструирования, программирования;
4.
Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и
изобретательность, креативное мышление и пространственное воображение.
Воспитательные:
1.
Формировать творческое отношение к выполняемой работе;
2.
Воспитывать умение работать в команде, эффективно
распределять обязанности;
3.
Повышение мотивации обучающихся к изобретательству и
созданию собственных умных устройств;
4.
Повышение интереса к техническим профессиям;
5.
Формирование у учащихся стремления к получению качественно
выполненного законченного результата (проекта).
7
32.
Практика
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Вводное занятие. Техника безопасности
Микроконтроллеры
Знакомство с клавиатурой. Английская
раскладка
Обзор языка программирования
Электричество, напряжение, ток
Широтно-импульсная модуляция
Цикл
Работа с циклами
Функция
Работа с функцией
Массив
Работа с массивами
Как пищать на Arduino: пьезоэффект и звук
Что такое сенсоры
Аналоговый и цифровой сигналы
Как распознать наклон
Как работает тактовая кнопка
Кнопочный выключатель
Проектная деятельность
Переменные резисторы
Делитель напряжения
Решение задач
Фоторезистор
Решение задач
Термистор
Проектная деятельность
Что такое индикатор?
Программируем работу индикатора
Как научить Arduino считать до 10
Решение задач
Как научить Arduino считать до 99 при
помощи драйвера
Как вывести произвольное число на
Теория
1.
2.
3.
Всего
№
п/п
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
Количество
часов
Форма
Название темы
контроля
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
2
1
1
Беседа
Викторина
Наблюдение
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
8
индикатор
33. Проектная деятельность
34. Работа с текстовым дисплеем
35. Подключение библиотек (класс, объект)
36. Вывод русской надписи на дисплей
37. Решение задач
38. Передача данных с компьютера на Arduino
39. Как научить компьютер говорить на азбуке
Морзе при помощи Arduino
40. Проектная деятельность
41. Из чего состоит робот?
42. Что такое мезонинная плата?
43. Как собрать робота?
44. Как заставить робота двигаться?
45. Проектная деятельность
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
12 1
2
1
2
1
2
1
2
1
12 1
140 45
11
1
1
1
1
11
95
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
12
2
2
2
2
2
2
9
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Практика
2
Теория
1.
Всего
№
п/
п
2-й год обучения
Количест
во часов
2
1
1 Беседа
2
1
1 Наблюдение
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1 Анализ работ
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ
2
2
2
1
1
1
1 Анализ работ
1 Взаимоанализ работ
1 Анализ работ
Название темы
Вводное занятие. Техника безопасности.
Микроконтроллеры
Обзор языка программирования.
Arduini IDE, Tinkercad
Проект со светодиодом
Широтно-импульсная модуляция и
светодиод
Проект со светодиодом и кнопкой
Проект с пьезоэлементом и светодиодом
Проект с пьезоэлементом и кнопкой
Решение задач
Проект со светодиодом и
потенциометром
Проект с пьезоэлементом и
потенциометром
Проект с RGB светодиодом
Проект Светофор с RGB светодиодом
Решение задач
Проект с фоторезистором
Проект со светодиодами и
фоторезистором
Проект со светодиодной шкалой
Решение задач
Проект с семисегментным индикатором
Проект со сдвиговым регистром
Проект с биполярным транзистором
Проект с сервоприводом
Проект с термистром
Решение задач
Проект с ЖК-экраном
Проект с ЖК-экраном и
потенциометром
Проект с ЖК-экраном и термистром
Решение задач
Проект с ЖК-экраном и датчиком
влажности
Форма контроля
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
10
29 Проект с ЖК-экраном и датчиком газа
2 1 1
30 Проект с ЖК-экраном, термистром и
2 1 1
сервоприводом
31 Решение задач
2 1 1
32 Проект с двигателем
2 1 1
33 Проект «Часы»
2 1 1
34 Проект «Калькулятор» с клавиатурой
2 1 1
4х4
35 Проект «Калькулятор» с кнопками, ЖК
2 1 1
дисплеем, потенциометром
36 Решение задач
2 1 1
37 Проект с датчиком наклона
2 1 1
38 Проект с датчиком наклона и ЖК2 1 1
дисплеем
39 Проект «Ловец»
4 1 3
40 Решение задач
2 1 1
41 Проект «Фонарик»
2 1 1
42 Проект «Кодовый замок»
4 1 3
43 Проект с датчиком движения и
2 1 1
светодиодом
44 Решение задач
2 1 1
45 Проект с датчиком движения и
2 1 1
пьезоэлементом
46 Решение задач
2 1 1
47 Проект со светодиодной лентой
4 1 3
48 Проект с увлажнителем
4 1 3
49 Проект «Автополив»
4 1 3
50 Решение задач
2 1 1
51 Проект «Копилка»
4 1 3
52 Проект «Тетрис»
2 1 1
53 Решение задач
2 1 1
54 Проект со светодиодом и пультом
4 1 3
55 Проект «Угадай код»
2 1 1
56 Решение задач
2 1 1
57 Проект «Светильник на адресной ленте» 4 1 3
58 Решение задач
2 1 1
59 Проект «Таймер»
2 1 1
60 Решение задач
2 1 1
61 Проект «Повтори последовательность»
2 1 1
140 61 79
ИТОГО:
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Взаимоанализ работ
Анализ работ
11
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1-й год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория: Знакомство. Знакомство с образовательной программой. Техника
безопасности.
Практика: Ответы на вопросы. Викторина.
2. Микроконтроллеры
Теория: Знакомство с контроллером и макетной платой. Разновидности.
Практика: Сборка схемы и подключение светодиодов. Наглядная
демонстрация.
3. Знакомство с клавиатурой. Английская раскладка.
Теория: Определение. Функциональные возможности. Знакомство с
английской раскладкой.
Практика: Клавиатурный тренажер.
4. Обзор языка программирования
Теория: Знакомство со средой программирования. Основные команды,
инструменты, подключение, процедуры и переменные.
Практика: Программирование мигающего светодиода.
5. Электричество, напряжение, ток
Теория: Определение, обозначение, схемы.
Практика: Сборка схем, работа с мультиметром.
6. Широтно-импульсная модуляция
Теория: Знакомство с принципом широтно-импульсной модуляция
(ШИМ). Возможности использования ШИМ для смешения цветов в
трёхцветном светодиоде.
Практика: Программирование микроконтроллера. Маячок с нарастающей
яркостью. Смешение цветов. Переменные в программе.
7. Цикл
Теория: Определение и обозначение цикла.
Практика: Написание кода с использованием цикла.
8. Работа с циклами
Теория: Постановка задачи.
Практика: Написание кода циклов.
9. Функция
Теория: Определение и обозначение функции.
Практика: Написание кода функции.
10. Работа с функцией
Теория: Постановка задачи.
Практика: Написание кода функции.
11. Массив
Теория: Определение и обозначение массива.
Практика: Написание кода массива.
12. Работа с массивами
Теория: Постановка задачи.
12
Практика: Написание кода массива.
13. Как пищать на Arduino:пьезоэффект и звук
Теория: Знакомство с пьезоэлементом. Определение.
Практика: Сборка схемы с пьезоэлементом и написание кода.
14. Что такое сенсоры
Теория: Определение. Разновидности.
Практика: Выполнение практического задания.
15. Аналоговый и цифровой сигналы
Теория: Определение. Отличие.
Практика: Выполнение практического задания
16. Как распознать наклон
Теория: Знакомство с датчиком наклона.
Практика: Написание кода программы для работы с датчиком наклона.
17. Как работает тактовая кнопка
Теория: Знакомство с тактовой кнопкой Принцип работы
Практика: Написание кода программы для работы с тактовой кнопкой.
18. Кнопочный выключатель
Теория: Проектируем кнопочный выключатель. Выстраиваем логическую
последовательность действий.
Практика: Написание кода программы для работы кнопочного
переключателя.
19. Проектная деятельность
Теория: Анализ идей, распределение ролей, коллективный анализ действий,
самооценка.
Практика: Работа с информацией, подготовка и сборка проектного решения,
фиксация данных, оформление проекта и подготовка защите.
20. Переменные резисторы
Теория: Определение. Разновидности. Принцип работы.
Практика: Сборка электрической схемы с использованием резисторов.
21. Делитель напряжения
Теория: Определение. Принцип работы.
Практика: Сборка электрической схемы с использованием делителя
напряжения.
22. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач.
23. Фоторезистор
Теория: Определение. Принцип работы.
Практика: Сборка электрической схемы с использованием фоторезистра.
24. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач.
25. Термистор
Теория: Определение. Принцип работы.
13
Практика: Сборка электрической схемы с использованием термистра.
26. Проектная деятельность
Теория: Анализ идей, распределение ролей, коллективный анализ действий,
самооценка.
Практика: Работа с информацией, подготовка и сборка проектного решения,
фиксация данных, оформление проекта и подготовка защите.
27. Что такое индикатор?
Теория: Определение. Принцип работы.
Практика: Сборка электрической схемы с использованием индикатора.
28. Программируем работу индикатора
Теория: Способы программирования разных видов индикаторов.
Практика: Самостоятельное программирование индикатора.
29. Как научить Arduino считать до 10
Теория: Информация о возможностях индикатора.
Практика: Самостоятельное программирование индикатора.
30. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач.
31. Как научить Arduino считать до 99 при помощи драйвера
Теория: Использование драйвера в работе индикатора.
Практика: Самостоятельное программирование индикатора.
32. Как вывести произвольное число на индикатор
Теория: Функциональные возможности в работе индикатора
Практика: Самостоятельное программирование выполнения команды для
индикатора.
33. Проектная деятельность
Теория: Анализ идей, распределение ролей, коллективный анализ действий,
самооценка.
Практика: Работа с информацией, подготовка и сборка проектного решения,
фиксация данных, оформление проекта и подготовка защите.
34. Работа с текстовым дисплеем
Теория: Определение. Функциональные возможности вывода текста.
Практика: Самостоятельное программирование для вывода текста на
дисплей.
35. Подключение библиотек (класс, объект).
Теория: Определение. Методы подключения.
Практика: Самостоятельное программирование команды для подключения
библиотек.
36. Вывод русской надписи на дисплей
Теория: Что такое кодировка? Как ее использовать на практике.
Практика: Самостоятельное программирование команды для вывода
русских букв на дисплей.
37. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
14
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач.
38. Передача данных с компьютера на Arduino
Теория: Методы передачи данных с компьютера на Arduino.
Практика: Выполнение практического задания.
39. Как научить компьютер говорить на азбуке Морзе при помощи
Arduino
Теория: .Что такое азбука Морзе? Условия для реализации на Arduino.
Практика:
Самостоятельное
программирование
Arduino
для
воспроизведения азбуки Морзе.
40. Проектная деятельность
Теория: Анализ идей, распределение ролей, коллективный анализ действий,
самооценка.
Практика: Работа с информацией, подготовка и сборка проектного решения,
фиксация данных, оформление проекта и подготовка защите.
41. Из чего состоит робот?
Теория: Знакомство с составными частями робота, их предназначение.
Практика: Ответы на вопросы.
42. Что такое мезонинная плата?
Теория: Определение, назначение
Практика: Знакомство с платой, сравнение с платой Arduino
43. Как собрать робота?
Теория: Знакомство со схемой сборки робота.
Практика: Самостоятельная сборка робота.
44. Как заставить робота двигаться?
Теория: Изучение выполнение команд роботом.
Практика: Самостоятельное выполнение команд роботом.
45. Проектная деятельность
Теория: Анализ идей, распределение ролей, коллективный анализ действий,
самооценка.
Практика: Работа с информацией, подготовка и сборка проектного решения,
фиксация данных, оформление проекта и подготовка защите.
15
2-й год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Микроконтроллеры
Теория: Знакомство. Знакомство с образовательной программой. Техника
безопасности. Знакомство с контроллером и макетной платой. Разновидности.
Практика: Ответы на вопросы. Викторина. Сборка схемы и подключение
светодиодов. Наглядная демонстрация.
2. Обзор языка программирования. Arduini IDE, Tinkercad
Теория: Знакомство со средой программирования. Основные команды,
инструменты, подключение, процедуры и переменные.
Практика: Программирование мигающего светодиода в среде Arduini IDE и
Tinkercad.
3. Проект со светодиодом
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
4. Широтно-импульсная модуляция и светодиод
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
5. Проект со светодиодом и кнопкой
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
6. Проект с пьезоэлементом и светодиодом
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
7. Проект с пьезоэлементом и кнопкой
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
8. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
9. Проект со светодиодом и потенциометром
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
10. Проект с пьезоэлементом и потенциометром
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
11. Проект с RGB светодиодом
16
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
12. Проект Светофор с RGB светодиодом
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
13. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
14. Проект с фоторезистором
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
15. Проект со светодиодами и фоторезистором
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
16. Проект со светодиодной шкалой
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
17. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
18. Проект с семисегментным индикатором
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
19. Проект со сдвиговым регистром
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
20. Проект с биполярным транзистором
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
21. Проект с сервоприводом
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
22. Проект с термистром
17
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
23. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
24. Проект с ЖК-экраном
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
25. Проект с ЖК-экраном и потенциометром
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
26. Проект с ЖК-экраном и термистром
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
27. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
28. Проект с ЖК-экраном и датчиком влажности
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
29. Проект с ЖК-экраном и датчиком газа
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
30. Проект с ЖК-экраном, термистром и сервоприводом
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
31. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini IDE
или Tinkercad.
32. Проект с двигателем
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
33. Проект «Часы»
18
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
34. Проект «Калькулятор» с клавиатурой 4х4
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
35. Проект «Калькулятор» с кнопками, ЖК дисплеем, потенциометром
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
36. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
37. Проект с датчиком наклона
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
38. Проект с датчиком наклона и ЖК-дисплеем
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
39. Проект «Ловец»
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
40. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
41. Проект «Фонарик»
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
42. Проект «Кодовый замок»
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
43. Проект с датчиком движения и светодиодом
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
44. Решение задач
19
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
45. Проект с датчиком движения и пьезоэлементом
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
46. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
47. Проект со светодиодной лентой
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
48. Проект с увлажнителем
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
49. Проект «Автополив»
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
50. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
51. Проект «Копилка»
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
52. Проект «Тетрис»
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
53. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
54. Проект со светодиодом и пультом
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
55. Проект «Угадай код»
20
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
56. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
57. Проект «Светильник на адресной ленте»
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
58. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
59. Проект «Таймер»
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
60. Решение задач
Теория: Получение условий выполнение задач.
Практика: Самостоятельное решение поставленных задач в среде Arduini
IDE или Tinkercad.
61. Проект «Повтори последовательность»
Теория: Постановка цели, задач, этапов выполнения проекта, условия
реализации.
Практика: реализация проекта в среде Arduini IDE или Tinkercad.
21
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
знать/понимать:
- основы работы с информацией;
- принципы чтения электронных схем;
- основы разработки алгоритмов;
- принципы составления программ управления электронными
устройствами;
уметь:
- собирать элементарные электронные устройства;
- проектировать и работать с электронными компонентами;
- разрабатывать программы для плат Arduino с использованием
основных алгоритмических структур;
- проводить настройку и отладку конструкций электронных устройств;
- искать ошибки при работе с микроконтроллером Arduino;
- работать с электронными устройствами с соблюдением техники
безопасности.
Личностные результаты:
1. Умение решать поставленные задачи с использованием творческого
подхода;
2. Умение работать в команде: работа в общем ритме, эффективное
распределение задач и др.;
3. Умение выслушивать другие мнения, а также формулировать,
отстаивать и аргументировать свое мнение;
4. Умение ориентироваться в информационном пространстве,
продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных
решений, различных вариантов исполнения, вариантов подобных проектов, а
также их реализация;
5. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к
продолжению обучения;
6. Умение выстраивания логической последовательности действий,
правильной постановки целей и задач, а также достижение конечного
наиболее качественно выполненного проекта (задачи, результата).
Метапредметные результаты:
1. Умение применять на практике творческий подход при решении
задач;
2. Развитие внимания, памяти, способности логического мышления,
ситуацию, находить правильные решения в ходе рассуждения;
3. Развитие логического мышления;
4. Умение выбирать источники информации, необходимые для решения
задачи);
5. Умение выбирать технические средства и программное обеспечение
для решения поставленных задач;
22
6.
Умение
планировать
свою
деятельность:
определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,
составление плана и последовательности действий;
7. Умение прогнозирования результата деятельности;
8. Уметь анализировать результаты действий с заданным эталоном;
9. Коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и
корректировок в план действий;
10. Умение собирать устройства по заданной схеме (чертежу);
11. Умение правильно организовывать свое рабочее пространство;
12. Умение модернизировать, автоматизировать или видоизменять
конечный результат с целью придания ему уникальности.
23
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количес
обучени начала
оконча учебных
учебных
тво
я
обучени ния
недель
дней
учебных
я
обучени
часов
я
1 год
11
25 мая
35
70
140
сентября
2 год
9
сентября
24 мая
35
70
140
Режим
заняти
й
2
занятия
по 2
часа в
неделю
2
занятия
по 2
часа в
неделю
Каникулы:
2023-2024 уч.год: 28.12.2023-08.01.2024
2024-2025 уч.год: 28.12.2024-10.01.2025
24
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение;
− столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место
для педагога.
Оборудование:
Набор для быстрого прототипирования электронных устройств на
основе микроконтроллерной платформы (Матрёшка Z) - 12 шт;
Микроконтроллерная платформа тип 3R3 с кабелем (Arduino Uno)
- 12 шт;
Образовательный
набор
для
обучения
прикладному
программированию на С++ (Образовательный набор «Амперка») - 12 шт;
Датчик кнопка - 12шт;
Датчик сенсорная кнопка -12шт;
Датчик температуры и влажности - 12шт;
Текстовый экран тип 1 - 12шт;
Модуль мини-реле- 12шт;
Модуль ИК-передатчик -12шт;
Плата расширения для управления реле - 12 шт;
Сервопривод 12 шт;
Модуль питания для Arduino - 12 шт;
Ноутбук тип 1 - 13 шт.
Стандартный набор офисных приложений: Microsoft Power Point,
Microsotf Word.
Информационное обеспечение: среда для программирования ARDUINO
IDE и онлайн сервис Tinkercad.
При работе в дистанционном режиме – на рабочие места педагога и
обучающихся должны быть предустановлены соответствующие сервисы.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1 педагог
с квалификацией «педагог дополнительного образования». Уровень
образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат /
специалитет / магистратура).
Методические материалы: карточки с описанием кейсов (заданий и
проектов), презентации нового материала, настольные игры для развития
логики и последовательного мышления, электронные игры для развития
навыков построения алгоритмов, готовые программные коды (в том числе с
пропущенными строчками для проверки знаний по отдельным темам),
квизисы по пройденным темам, оценочные материалы.
Информационное обеспечение:
25
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и/или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты групповых проектов.
26
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
27
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методические пособия для педагогов:
1. Белов А. В.: ARDUINO от азов программирования до создания
практических устройств, изд. НиТ 2018 год;
2. Блум Д. Изучаем Arduino. Инструменты и методы технического
волшебства Санкт-Петербург, 2015 год;
3. Иго Т. Умные вещи. Arduino, датчики и сети для связи устройств
2019 год;
4. Калкин Д. Изучаем электронику с Arduino. Иллюстрированное
руководство по созданию умных устройств для новичков, 2021 год;
5. Липпман С., Лажойе Ж., Му Б. Язык программирования C++.
Базовый курс, 5-е издание, М.: Вильямс, 2017 год;
6. Петин В.А., Биняковский А.А. Практическая энциклопедия Arduino, –
2019 год;
7. Страуструп Б. Программирование. Принципы и практика с
использованием C++, 2016 год;
8. Трофимова Н. М.: Возрастная психология: учебное пособие для
вузов., 2005 год;
9. Эльконин Д. Б.: Детская психология: учеб. пособие для студ.высш.
учеб. заведений 4-еизд., 2007 год.
Методические пособия для обучающихся:
1. Аливерти П. Изучаем Arduino. Руководство для начинающих, 2021 г.;
2. Бокселл Д. Изучаем Arduino. 65 проектов своими руками. 2-е
издание, 2022 год;
3. Бурмистрова Т. А. Информатика: Программы общеобразовательных
учреждений: 2-9 классы, 2009 год;
4. Геддес М. 25 крутых проектов с Arduino, 2018 год;
5. Салахова А.А. Arduino. Полный учебный курс. От игры к
инженерному проекту 2-е изд., 2022 год;
6. Ревич Ю.В. Занимательная электроника. 6-е изд. 2021 год;
7. Шернич Э. Arduino для детей, 2019 год.
Интернет-ресурсы:
1. Науменко О. М.: Творчествоведение на современном этапе
[Электронный ресурс]. URL: http://atnu.narod.ru/tvorit.html.
2. Портал Хабрахабр: https:// habrahabr.ru
3. Руководство пользователя платформы Arduino RUS. http://arduino.ru/
4. https://amperka.ru/page/what-is-arduino;
5. https://alexgyver.ru/arduino_shop/
6. https://developer.alexanderklimov.ru/arduino/
7. https://edurobots.org/kurs-arduino-dlya-nachinayushhix/
8. https://arduinomaster.ru/
28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Креативное
мышление
Оцениваемые
параметры
Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции
Методы
диагностики
Набранный
балл
- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт
-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией
-активно общается
со
всеми участниками
образовательного
процесса
-в доступной форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно выступает
перед аудиторией
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
- проявление
творческих
-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную
оценку
- не проявляет
творческих
- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью
педагога
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить
Наблюдение
Диагностичес
Карта аналогов
кая карта
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка
- не ярко
выражены
- проявляет
творческие
Наблюдение
Проектная работа
Диагностичес
кая карта
29
(1-3 б)
Работа в
команде
(1-3 б.)
Творческая
активность
(1-3 б)
способностей при
создании
новых идей
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
- не принимает
участие
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы
способности при
формировании и
реализации новых
идей, отличающихся
своей
нестандартностью
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка
- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей
- проявляет интерес
иактивно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
30