Содержание
1. Пояснительная записка
3
2. Содержание общеразвивающей программы
9
2.1. Учебно-тематический план
9
2.2. Содержание изучаемого курса
11
3. Организационно-педагогические условия
13
3.1. Календарный учебный график
13
3.2. Условия реализации программы
13
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
14
4. Список литературы
15
5. Приложения
18
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Создание беспилотных моделей (квадрокоптеры)» имеет техническую
направленность
и
ориентирована
на
изучение
основ
механики,
конструирования, программирования и автоматизации устройств и их
применение.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
3
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность программы.
Современные тенденции развития роботизированных комплексов в
авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем (БАС).
В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к
беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной
техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет
тому назад. Развитие современных и перспективных технологий позволяет
сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие
функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими
силами и средствами.
Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов,
потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт.
Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС. Стратегическая
задача курса состоит в подготовке специалистов по конструированию,
программированию и эксплуатации БАС.
Настоящая образовательная программа позволяет не только обучить
ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить обучающихся
к планированию и организации работы над разноуровневыми техническими
проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в
техническом творчестве.
Отличительной особенностью настоящей образовательной программы
заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и
инновационных направлений в малой беспилотной авиации.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Создание беспилотных моделей (квадрокоптеры)» предназначена для детей в
4
возрасте 9 – 17 лет, не имеющих ограниченных возможностей здоровья,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
технической направленности. Формы занятий групповые. Минимальное
количество обучающихся в группе – 10 человек, максимальное количество
обучающихся в группе – 12 человек. Состав групп постоянный.
Группа разновозрастная, смешанная по составу. Содержание программы
при этом остаётся одинаковым. Варьироваться может лишь используемое для
занятий оборудование и сложность самих заданий (исходя из уровня знаний
обучающихся), которые при этом не выходят за рамки содержания
общеобразовательной программы.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Срок
освоения
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
По уровню освоения программа общеразвивающая, одноуровневая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Виды
занятий
общеразвивающей
программы
определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, и другие виды учебных занятий и учебных работ.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации программы используются личностно-ориентированные технологии,
технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа общеразвивающая, одноуровневая
(стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квант
ума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
5
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность;
– критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения;
– умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих представлений о
мире технике, устройстве конструкций, механизмов, изучении основных
комплексов базовых технологий, применяемых при создании современных
инженерных разработок и систем, и формирует положительную мотивацию к
техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора (свободный
набор). После освоения стартового уровня проводится диагностический кейс,
позволяющий перевести обучающихся на базовый уровень обучения.
Цель: формирование у обучающихся компетенций по конструированию и
моделированию простейших электронных беспилотных летательных аппаратов
и навыков командного взаимодействия.
Задачи модуля
Образовательные:
• знание и понимание основ теории решения изобретательских задач и
инженерии;
• сформировать у обучающихся устойчивые знания в области
моделирования и конструирования БАС;
• развить у обучающихся технологические навыки конструирования;
• формирование навыков работы с электронными компонентами;
• формирование навыков необходимых для проектной деятельности
Развивающие:
• поддержать
самостоятельность
в
учебно-познавательной
деятельности;
• развить способность к самореализации и целеустремлённости;
• сформировать техническое мышление и творческий подход к работе;
6
• развить
навыки
научно-исследовательской,
инженерноконструкторской и проектной деятельности;
• расширить ассоциативные возможности мышления;
Воспитательные:
• сформировать коммуникативную культуру, внимание, уважение к
людям;
• воспитать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки, расширить
политехнический кругозор и умение планировать работу по реализации
замысла, предвидение результата и его достижение;
• сформировать способности к продуктивному общению и
сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой
деятельности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
знать/понимать:
− основы работы с электрооборудованием;
− основы работы с ручным инструментом;
− основы работы с электронными компонентами;
− основы и принципы теории решения изобретательских задач,
− начальные базовые навыки инженерии;
− принципы проектирования;
уметь:
− самостоятельно работать с ручным инструментом;
– самостоятельно работать с электронными компонентами
Личностные результаты:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать
техническую литературу для поиска сложных решений; навыки ведения
проекта, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта,
выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных
условий; развитие критического мышления; проявление технического
мышления,
познавательной
деятельности,
творческой
инициативы,
самостоятельности; способность творчески решать технические задачи;
готовность и способность применения теоретических знаний по физике,
информатике для решения задач в реальном мире; способность правильно
организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить
перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
7
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять надежность
и достоверность источника; умение самостоятельно планировать способы
достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения
результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения
познавательных задач; умение поддерживать беседу, выслушивать собеседника
и доходчиво донести до него свои мысли и доводы; умение осуществлять
самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный
выбор в познавательной и учебной деятельности; умение организовывать
совместную познавательную деятельность, сотрудничать; умение проявлять
толерантность, терпимость, уметь решать конфликты; умение выслушивать
другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое
мнение.
8
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование модулей
Раздел 1. Теория мультироторных систем.
Основы управления. Полёты на симуляторе.
1.
Вводная лекция о содержании курса.
2.
Принципы управления и строение мульти
коптеров.
3.
Основы техники безопасности полётов
4.
Полёты на симуляторе.
Раздел 2. Сборка и настройка квадрокоптера.
Учебные полёты.
1.
Управление полётом мульти коптера.
Принцип функционирования полётного
контроллера и аппаратуры управления.
2.
Бесколлекторные двигатели и регуляторы их
хода. Платы разводки питания.
3.
Сборка рамы квадрокоптера.
4.
Технология пайки. Техника безопасности.
5.
6.
7.
8.
9.
КолВ том числе
во
Теория Практ
часов,
ика
всего
14
5
9
1
Форма
аттестации,
контроля
опрос
Анализ работ
2
2
1
2
2
8
48
2
12
2
2
Опрос
2
2
беседа
4
2
2
8
36
Опрос
Наблюдение
Обучение пайке.
Пайка ESC, BEC и силовой части.
Основы настройки полётного контроллера с
помощью компьютера.
Основы электричества. Литий- полимерные
аккумуляторы.
Инструктаж по технике безопасности
полетов.
Обучение навыкам пилотирования
квадрокоптера на примере БПЛА заводской
сборки.
Первые учебные полёты: «взлёт/посадка»
8
4
6
2
2
2
Наблюдение
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Анализ работ
Беседа,
наблюдение
Опрос
2
2
Беседа, опрос
4
8
4
4
2
2
Наблюдение
4
4
Проведение учебных полётов. Разбор
аварийных ситуаций.
Проведение учебных полётов.
4
4
Наблюдение,
Анализ работ
Анализ работ
6
6
Анализ работ
Раздел 3. Настройка, установка FPV –
оборудования.
1.
Основы видеотрансляции. Применяемое
оборудование, его настройка.
2.
Установка и подключение радиоприёмника
и видеооборудования.
52
2
2
2
10.
11.
12.
13
4
50
Беседа
4
Наблюдение
9
3.
Пилотирование с использованием FPVоборудования.
Проектная деятельность
Раздел 4. Работа в группах над инженерным
проектом.
1.
Принципы создания инженерной проектной
работы.
2.
Работа в группах над инженерным проектом
«Беспилотная авиационная система».
3.
Презентация и защита группой
собственного инженерного проекта
Итого:
10
10
Анализ работ
36
36
Решение
кейсов
26
4
2
2
22
22
Беседа
22
2
2
140
23
Взаимоанализ
работ
Защита
проекта
117
10
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Теория мультироторных систем. Основы управления.
Полёты на симуляторе.
1. Вводное занятие
Теория: вводный инструктаж по технике безопасности, правила
поведения и работы в Кванториуме.
Практика: беседа, опрос.
2. Принципы управления и строение мультикоптеров.
Теория: познакомить с историей создания мультикоптеров, дать понятия о
действующих моделях и о единой классификации моделей.
Практика: демонстрация модели
3. Основы техники безопасности полётов
Теория: техника безопасности
4. Полёты на симуляторе.
Теория: знакомство с симулятором
Практика: управление БПЛА в симуляторе.
Раздел 2. Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты.
1. Управление полётом мультикоптера.
Теория: знакомство с
полетным контроллером и приемником для БПЛА. Принцип функционирования
полётного контроллера и аппаратуры управления.
2. Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода.
Теория: знакомство с бесколлекторными двигателями. Изучение ESC.
Платы разводки питания.
3. Сборка рамы квадрокоптера.
Теория: знакомство с типами конструкций и видов рам.
Практика: сбор рамы квадрокоптера
4. Технология пайки. Техника безопасности.
Теория: для чего применяется пайка, сущность процесса, используемые
приборы и материалы, основные правила, техника безопасности. Демонстрация
изделий и работы. Риски использования.
5. Обучение пайке.
Практика: сущность процесса пайки, используемые приборы и материалы,
основные правила, техника безопасности. Отработка практических навыков по
различным видам пайки.
6 Пайка ESC, BEC и силовой части.
Практика: знакомство с регулятором оборотов и силовой частью
квадрокоптера. Пайка ESC и силовой части квадрокоптера
7. Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера.
Теория: знакомство с полетным контроллером и пультом управления.
Настройка аппаратуры управления.
11
Практика: настройка полетного контроллера. Подключение к ПК пульт.
8. Основы электричества. Литий- полимерные аккумуляторы.
Теория:
устройство,
принцип
действия,
методы
зарядки/разрядки/хранения/ балансировки аккумуляторов, безопасная работа с
оборудованием.
9. Инструктаж по технике безопасности полетов.
Теория: Техника безопасности при работе с квадрокоптерами.
10. Обучение навыкам пилотирования квадрокоптера на примере БПЛА
Практика: управление БПЛА в симуляторе.
11. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка»
Практика: управление квадрокоптером «взлет/посадка»
12. Проведение учебных полётов. Разбор аварийных ситуаций.
Практика: Проведение учебных полётов: «удержание на заданной
высоте», перемещения «вперед-назад», «влево- вправо». Разбор аварийных
ситуаций.
13. Проведение учебных полётов.
Практика: Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку»,
«коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу», выполнение
сложных маневров.
Раздел 3. Настройка, установка FPV – оборудования.
1. Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка
Теория: знакомство с FPV системой. Применяемое оборудование, его
настройка
2. Установка и подключение радиоприёмника и видеооборудования.
Практика:
Установка
и
подключение
радиоприёмника
и
видеооборудования.
3. Пилотирование с использованием FPV- оборудования.
Практика: полеты с FPV системой.
4. Проектная деятельность
Раздел 4. Работа в группах над инженерным проектом.
1. Принципы создания инженерной проектной работы.
Теория: работа над инженерным проектом: основы планирования
проектной работы, работа над проектом в составе команды
2. Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная
система»
Практика: практическая работа в группах над инженерным проектом по
теме «Беспилотная авиационная система»
3. Презентация и защита группой собственного инженерного проекта
Практика: Защита проекта.
12
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
1 год
12
сентября
27 мая
35
70
140
Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа в
неделю
Каникулы:
2023-2024 уч. год:
23.12.2023 - 07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение; − столы, стулья по количеству обучающихся и 1
рабочее место для педагога
Оборудование:
Набор для сборки квадрокоптера: рама, запчасти, моторы, пропеллеры,
регуляторы, полетный контроллер, радиоаппаратура, зарядка, аккумуляторы
Комплект для полетов от первого лица: комплект для FPV-полетов
(камера, видеопередатчик, видеоприемник, антенны, мониторчик, батарейки.)
Комплект для программирования коптера: Комплект для изучения основ
радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров (бортовой
компьютер, радиомодем, видеокамера, электроника, ПО)
Коптер для начального знакомства, отработки азов пилотирования:
Квадрокоптер
Коптер для обучение аэросъёмке, настройке и обслуживанию БАС:
Квадрокоптер с фотокамерой на гиростабилизированном подвесе Конвертоплан
для обучения настройке, обслуживанию и эксплуатации БАС перспективных
типов: Конвертоплан
Фотокамера для установки на конвертоплан: Фотокамера
13
БАС для обучения азам пилотирования беспилотных самолетов: Учебная
БАС самолетного типа
Коптер для отработки навыков пилотирования, проведения аэросъёмки:
Квадрокоптер c 3 доп. аккумуляторами, доп. зарядкой и защитой винтов
Компьютерное оборудование.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1 педагог
с квалификацией «педагог дополнительного образования» или «учитель
информатики». Уровень образования – среднее профессиональное, высшее
образование (бакалавриат / специалитет / магистратура).
Методические материалы: карточки с описанием кейсов (заданий и
проектов), презентации нового материала, настольные игры для развития
логики и последовательного мышления, оценочные материалы.
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и /или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.
14
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
15
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература для педагогов:
1.
Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового
вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html
2.
Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером
Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 №8
Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html
3.
Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим
доступа: http://habrahabr.ru/post/227425/
4.
Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики
полета.
Рига,
2010.
Режим
доступа:
http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf
5.
Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые
пространственные траекории беспилотного летательного аппарата в вертикальной
плоскости. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012.
№3. Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html
6.
Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые
пространственные траекории беспилотного летательного аппарата в
вертикальной плоскости. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Электрон.
журн.
2012.
№3.
Режим
доступа:
http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html
7.
Мартынов
А.К.
Экспериментальная
аэродинамика.
М.:
Государственное издательство оборонной промышленности, 1950. 479 с. 13.
Мирошник И.В. Теория автоматического управления. Линейные системы. СПб:
Питер, 2005. 337
8.
Редакция Tom's Hardware Guide. FPV- мультикоптеры: обзор
технологии
и
железа.
25
июня
2014.
Режим
доступа:
http://www.thg.ru/consumer/obzor_fpv_multicopterov/print.html
9.
Alderete T.S. “Simulator Aero Model Implementation” NASA Ames
Research Center, Moffett Field, California. P. 21. Режим доступа:
http://www.aviationsystemsdivision.arc.nasa.gov/publications/hitl/rtsim/Toms.pdf
10. Bouadi H., Tadjine M. Nonlinear Observer Design and Sliding Mode
Control of Four Rotors Helicopter. World Academy of Science, Engineering and
Technology, Vol. 25, 2007. Pp. 225-229. 11. Madani T., Benallegue A. Backstepping
control for a quadrotor helicopter. IEEE/RSJ International Conference on Intelligent
16
Robots and Systems, 2006. Pp. 3255-3260.
11. Dikmen I.C., Arisoy A., Temeltas H. Attitude control of a quadrotor. 4th
International Conference on Recent Advances in Space Technologies, 2009. Pp. 722727. 4. Luukkonen T. Modelling and Control of Quadcopter. School of Science,
Espoo, August 22, 2011. P. 26. Режим доступа: http://sal.aalto.fi/publications/pdffiles/eluu11_public.pdf
12. LIPO SAFETY AND MANAGEMENT: Режим доступа:
http://aerobot.com.au/support/training/lipo-safety
13. Murray R.M., Li Z, Sastry S.S. A Mathematical Introduction to Robotic
Manipulation. SRC Press, 1994. P. 474.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1.
Лекции от «Коптер-экспресс»: https://youtu.be/GtwG5ajQJvA?t=1344
https://www.youtube.com/watch?v=FF6z-bCo3T0
http://alexgyver.ru/quadcopters/
2.
Подборка журналов «Школа для родителей» от издательского дома
МГПУ
«Первое
сентября»
под
ред.
С.Соловейчика
https://drive.google.com/open?id=0B_zscjiLrtypR2dId1p0T1ZGLWM
17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Средний
Низкий уровень
Высокий уровень
уровень
(0-1бал)
(3 б)
( 2 б)
Личностные и метапредметные компетенции
- умение общаться -испытывает
-общается с
-активно общается
и строить
затруднения в
одногруппниками со
отношения в
общении с
и
всеми участниками
группе
одногруппниками
педагогом
образовательного
- умение донести
и педагогом,
-может донести
процесса
свою
-не идёт на
свою
-в доступной форме
точку зрения до
контакт
точку зрения
высказывает свою
слушателя
только с
точку зрения,
- навык публичного
помощью
используя
выступления
наводящих
аргументы
вопросов
-уверенно
-боится
выступает
выступать
перед аудиторией
перед аудиторией
- умение работать с
-испытывает
- умеет работать с - умеет работать с
информации,
серьёзные
информацией
информацией из
анализировать,
затруднения при
- анализирует,
различных
делать
работе с
делает
источников
обоснованные
информацией
выводы и даёт
- самостоятельно
выводы и
- не умеет
собственную
может провести
давать
анализировать
оценку с
анализ, сделать
собственную
и делать выводы
помощью
вывод и оценить
оценку
и давать
педагога
вещам, явлениям,
собственную
событиям
оценку
и т. д.
Оцениваемые
параметры
Методы
диагностики
Набранный
балл
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
Диагностичес
Наблюдение
кая карта
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка
18
Креативное
мышление
(1-3 б)
Работа в
команде
(1-3 б.)
- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
- не ярко
выражены
творческие
способности
- генерирует идеи
не отличающиеся
своей
новизной,
мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы
- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью
- принимает
активное
участие в
командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и
понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Диагностичес
Мозговой штурм
кая карта
Домашнее задание
Взаимооценка
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
19
Творческая
активность
(1-3 б)
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня
- не принимает
участие
- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей
- проявляет интерес
и активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
20