Создание беспилотных моделей (RC-авто)

Содержание
1. Пояснительная записка

3

2. Содержание общеразвивающей программы

9

2.1. Учебно-тематический план

9

2.2. Содержание изучаемого курса

10

3. Организационно-педагогические условия

11

3.1. Календарный учебный график

11

3.2. Условия реализации программы

11

3.3. Формы аттестации и оценочные материалы

12

4. Список литературы

13

5. Приложения

15

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Создание
беспилотных
моделей
(PC-авто)»
имеет
техническую
направленность и ориентирована на изучение основ механики,
конструирования, программирования и автоматизации радиоуправляемых
автомобильных устройств и их применение.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
3

организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность программы.
В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к
беспилотным аппаратам как инновационному направлению развития
современной техники, хотя история развития этого направления началась уже
более 100 лет тому назад. Развитие современных и перспективных технологий
позволяет сегодня беспилотным аппаратам успешно выполнять такие функции,
которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и
средствами.
Благодаря росту возможностей и повышению доступности RC моделей,
потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт.
Это создало необходимость в новой профессии: оператор дронов.
Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по
конструированию, программированию дрона.
Настоящая образовательная программа позволяет не только обучить
ребенка моделировать и конструировать беспилотные автомодели, но и
подготовить обучающихся к планированию и организации работы над
разноуровневыми техническими проектами и в дальнейшем осуществить
осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве.
Отличительной особенностью настоящей образовательной программы
заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и
инновационных направлений в изготовлении моделей машин, приборов,
аппаратов.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Создание беспилотных моделей (RC-авто)» предназначена для детей в
возрасте 9 – 17 лет, не имеющих ограниченных возможностей здоровья,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
технической направленности. Формы занятий групповые. Минимальное
количество обучающихся в группе – 10 человек, максимальное количество
обучающихся в группе – 12 человек. Состав групп постоянный.
4

Группа разновозрастная, смешанная по составу. Содержание программы
при этом остаётся одинаковым. Варьироваться может лишь используемое для
занятий оборудование и сложность самих заданий (исходя из уровня знаний
обучающихся), которые при этом не выходят за рамки содержания
общеобразовательной программы.
Возрастные особенности группы:
Содержание программы учитывает возрастные и психологические
особенности детей 9-17 лет.
У детей 9–11 лет возрастает ценность интимно-личностного общения,
особенно со сверстниками; постепенно общение становится ведущей
деятельностью детей. У ребят также начинается бурное развитие рефлексии,
анализ своего поведения, схожести с другими и отличий становится обычным
делом для ребенка. Появляются определённые барьеры в общении,
стеснительность (которая может проявляться как в скованности, так и в
демонстративности и грубости) приходит на смену былой непосредственности
поведения.
Дети 12 – 17 лет, понимаются нами, как подростковый и ранний
юношеский возраст. У детей 12-17 лет возрастает ценность интимноличностного общения, особенно со сверстниками; постепенно общение
становится ведущей деятельностью детей. У ребят также начинается бурное
развитие рефлексии, анализ своего поведения, схожести с другими и отличий
становится обычным делом для ребенка. Появляются определённые барьеры в
общении, стеснительность (которая может проявляться как в скованности, так
и в демонстративности и грубости) приходит на смену былой
непосредственности поведения.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Срок освоения общеразвивающей программы определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
По уровню освоения программа общеразвивающая, одноуровневая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Виды занятий общеразвивающей программы определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, и другие виды учебных занятий и учебных работ.
5

По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа общеразвивающая, одноуровневая
(стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квант ума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность;
– критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения;
– умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих представлений
о мире технике, устройстве конструкций, механизмов, изучении основных
комплексов базовых технологий, применяемых при создании современных
инженерных разработок и систем, и формирует положительную мотивацию к
техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Цель: формирование у обучающихся компетенций по конструированию
и моделированию простейших электронных (автомобильных) устройств и
навыков командного взаимодействия.
Задачи модуля
Образовательные:
•
знание и понимание основ теории решения изобретательских задач
и инженерии;
•
сформировать у обучающихся устойчивые знания в области
моделирования и конструирования;
•
развить у обучающихся технологические навыки конструирования;
•
формирование навыков работы с электронными компонентами;
6

•
формирование навыков необходимых для проектной деятельности
Развивающие:
•
поддержать
самостоятельность
в
учебно-познавательной
деятельности;
•
развить способность к самореализации и целеустремлённости;
•
сформировать техническое мышление и творческий подход к
работе;
•
развить
навыки
научно-исследовательской,
инженерноконструкторской и проектной деятельности;
•
расширить ассоциативные возможности мышления;
Воспитательные:
•
сформировать коммуникативную культуру, внимание, уважение к
людям;
•
воспитать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки,
расширить политехнический кругозор и умение планировать работу по
реализации замысла, предвидение результата и его достижение;
•
сформировать способности к продуктивному общению и
сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой
деятельности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
знать/понимать:
− основы работы с электрооборудованием;
− основы работы с ручным инструментом;
− основы работы с электронными компонентами;
− основы и принципы теории решения изобретательских задач,
− начальные базовые навыки инженерии;
− принципы проектирования;
уметь:
− самостоятельно работать с ручным инструментом;
– самостоятельно работать с электронными компонентами
Личностные результаты:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать
техническую литературу для поиска сложных решений; навыки ведения
проекта, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта,
выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных
условий; развитие критического мышления; проявление технического
мышления,
познавательной
деятельности,
творческой
инициативы,
самостоятельности; способность творчески решать технические задачи;
готовность и способность применения теоретических знаний по физике,
7

информатике для решения задач в реальном мире; способность правильно
организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить
перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять
надежность и достоверность источника; умение самостоятельно планировать
способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути
достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы
решения познавательных задач; умение поддерживать беседу, выслушивать
собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы; умение
осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять
осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности; умение
организовывать совместную познавательную деятельность, сотрудничать;
умение проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты; умение
выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и
аргументировать свое мнение.

8

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование модулей

КолВ том числе
Форма
во
Теория Прак аттестации,
часов,
тика контроля
всего

Раздел 1. Теория RC- авто
1.
Вводная лекция о содержании курса.
2
2
0
опрос
2.
История развития автомобилестроения и
2
2
0
автомоделизма.
3.
Спортивные модели. Автомодельный спорт.
2
2
0
Беседа
Классификация моделей
4
Выбор модели. Планирование
2
2
0
Раздел 2. Сборка и настройка автомобиля-RC. Зачетные соревнования.
1.
Разбор составных RC авто Б\К мотор
2
2
0
беседа
2
Инструктаж по технике безопасности
2
2
0
беседа
3.
Знакомство с программой для 3D
12
4
8
Наблюдение,
моделирования
анализ работы
4.
Моделирование шасси
24
2
22
Наблюдении,
опрос
5
Изготовление рулей
6
0
6
Взаимоанализ
работ
6.
Установка силовой части
10
0
10
Взаимоанализ
работ
7.
Знакомство и установка радиоаппаратуры
8
2
6
Анализ работы
8.
Пробные запуск, устранение неполадок
4
0
4
Беседа,
наблюдение
9.
Проведение соревнований.
2
0
2
анализ работы
Раздел 3. Работа в группах над инженерным проектом.
1.
1. Принципы создания инженерной
2
2
0
Беседа
проектной работы.
2.
2. Работа в группах над инженерным
58
0
58
анализ работы
проектом «RC-авто».
3.
Презентация и защита группой,
2
2
0
Защита проекта
собственного инженерного проекта
Итого:
140
24
116

9

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Теория радиоуправляемых систем - авто
1. Вводная лекция о содержании курса.
Теория: вводный инструктаж по технике безопасности, правила
поведения и работы в Кванториуме.
2. История развития автомобилестроения и автомоделизма.
Теория: Краткий рассказ об истории автомобилестроения и
автомоделирования.
3. Спортивные модели. Автомодельный спорт. Классификация моделей.
Теория: Изучение разных моделей, демонстрация некоторых из них
4. Выбор модели. Планирование
Теория: Выбор определенной модели для сборки.
Раздел 2. Сборка и настройка автомобиля-RC. Зачетные
соревнования.
1. Разбор составных радиоуправляемых систем авто Б\К мотор
Теория: изучение деталей авто
2. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Повторный инструктаж
3. Знакомство с программой для 3D моделирования
Практика: Изучение программы для 3D моделирования Fusion 360
4. Моделирование Шасси
Практика: моделирование шасси в программе Fusion 360
5. Изготовление рулей
Практика: моделирование, изготовление, установка поворотной части
модели
6. Установка силовой части
Практика: установка силовой части модели (ESC+бес коллекторный
мотор)
7. Знакомство и установка радиоаппаратуры
Практика: установка радиоприёмника и настройка его
8. Пробные запуск, устранение неполадок
Практика: устранение неисправностей после запуска
9. Проведение соревнований.
Практика: проведение соревнований.
Раздел 3. Работа в группах над инженерным проектом.
1. Принципы создания инженерной проектной работы.
Теория: теория решения изобретательских задач
2. Работа в группах над инженерным проектом «RC-авто».
Практика: создания проекта
3. Презентация и защита группой собственного инженерного проекта
Практика: защита проекта

10

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год
обучения

Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов

1 год

11
сентября

25 мая

35

70

140

Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа
в неделю

Каникулы:
2023-2024 уч. год:
23.12.2023 - 07.01.2024

3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение; − столы, стулья по количеству обучающихся и
1 рабочее место для педагога
Оборудование:
В процессе обучения используется комплекс приборного оборудования
специализированной мастерской:
− столярные верстаки;
− слесарные верстаки;
− вытяжной шкаф
− блоки питания; измерительные электрические приборы;
− радиоаппаратура;
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1 педагог
с квалификацией «педагог дополнительного образования» или «учитель
информатики». Уровень образования – среднее профессиональное, высшее
образование (бакалавриат / специалитет / магистратура).
Методические материалы: карточки с описанием кейсов (заданий и
проектов), презентации нового материала, настольные игры для развития
логики и последовательного мышления, оценочные материалы.

11

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и /или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.

12

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»);
13

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература для педагогов:
1. Бехтерев Ю. Г. - На старте автомодели: пособие для автомоделистов,
ДОСААФ, 1977.
2. Гусев Е. М. - Пособие для автомоделистов: пособие для
автомоделистов, ДОСААФ, 1980.
3. Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф»,
1997.
4. Драгунов Г. Б. - Автомодельный кружок: пособие для автомоделистов,
ДОСААФ, 1988.
5. Дьяков А. В. - Радиоуправляемые автомодели: пособие для
автомоделистов, ДОСААФ, 1999.
6. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1988.
7. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. – М.: ДОСААФ, 2009.
8. Либерман Л. Автомобиль на столе: пособие для автомоделистов,
Детская литература, 1964.
9. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских
программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007.
10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:
«Академия», 2004.
11. Севастьянов А.М. Волшебство моделей. – Н.Н.: ГИПП
«Нижполиграф», 2007.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1. Либерман Л. Юный автомоделист: пособие для автомоделистов,
Молодая гвардия, 1958.
2. Малышкин В.К. Радиоуправляемые багги ДВС, журнал RC Racer, 2010г.
3. Миль В.А. Передатчики и приемники в автоспорте. ДОСААФ, 1993г.
4. Ермаков А.А. Спортивные кордовые автомодели. ФАС, 1998г.

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели

Коммуникации
(1-3 б)

Критическое
мышление
(1-3 б)

Креативное
мышление
(1-3 б)

Оцениваемые
параметры

- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления

- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
- проявление
творческих
способностей при

Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
-общается с
-активно общается
затруднения в
одногруппниками со
общении с
и
всеми участниками
одногруппниками
педагогом
образовательного
и педагогом,
-может донести
процесса
-не идёт на
свою
-в доступной форме
контакт
точку зрения
высказывает свою
только с
точку зрения,
помощью
используя
наводящих
аргументы
вопросов
-уверенно выступает
-боится выступать перед аудиторией
перед аудиторией
- умеет работать с - умеет работать с
-испытывает
информацией
информацией из
серьёзные
- анализирует,
различных
затруднения при
делает
источников
работе с
выводы и даёт
- самостоятельно
информацией
собственную
может провести
- не умеет
оценку с
анализ, сделать
анализировать
помощью
вывод и оценить
и делать выводы
педагога
и давать
собственную оценку
- не проявляет
творческих
способностей

- не ярко
выражены
творческие

- проявляет
творческие
способности при

Методы
диагностики

Набранный
балл

Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

Диагностичес
Наблюдение
кая карта
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка

Наблюдение
Проектная работа
Игра

Диагностичес
кая карта
15

Работа в
команде
(1-3 б.)

Творческая
активность
(1-3 б)

создании
новых идей

- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи

- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня

- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно

- не принимает
участие

способности
- генерирует идеи
не отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы

формировании и
реализации новых
идей, отличающихся
своей
нестандартностью

Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка

- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка

- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей

- проявляет интерес
и активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу

Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

16



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.