Самоделкины. Стартовый уровень

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения

3
8
8
10
12
12
12
13
14
16

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Самоделкины. Стартовый уровень» имеет техническую направленность и
ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений
детей.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
3

по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность программы
Актуальность данной программы определяется возрастающим
вниманием к развитию творческих навыков у детей. Дает возможность
проявлять и реализовать свои творческие способности, применять
полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое
отношения к труду. Также дает возможность каждому воспитаннику
изготавливать изделия из различных видов материала своими руками, в
начале простейших, затем более сложных.
Отличительной особенностью
Программа позволяет расширять представления детей о многообразии
техник в творчестве. Продолжать учить замечать и выделять основные
средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать
уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную
гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную
эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных
мастеров. Содержание программы опирается на общедидактические
принципы: связь с жизнью, систематичности, последовательности,
доступности, наглядности, индивидуального подхода в обучении и
творческом развитии детей.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Самоделкины. Стартовый уровень» предназначена для детей в возрасте 7-9
лет, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, проявляющих
интерес к проектной деятельности и областям знаний технической
направленности. Формы занятий групповые. Количество обучающихся в
группе – 12 человек. Состав групп постоянный.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
4

Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 2 раз в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Виды занятий общеразвивающей программы определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, и другие виды учебных занятий и учебных работ.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы: представление о возможностях квантума и
оборудования, межквантумное взаимодействие, формирование и развитие
творческих способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация
обучающихся к познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности
и формирование «гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность; – критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения; – умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
5

Цель: формирование у обучающихся творческих навыков и навыков
командного взаимодействия.
Задачи модуля
Образовательные:
• Дать представление о названии, значении и правилах пользования ручными
инструментами;
• Дать представление о нетрадиционных видах рисования;
• Научить простым приемам изготовления изделия из массы для лепки и
пластилина;
• Сформировать навыки подбора материала для изготовления изделий из
бумаги и картона;
• Обучать различным приемам работы с бумагой и другими материалами.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику рук;
• Обогащать словарный запас детей.
• Расширение кругозора в отношении культуры и истории нашей Родины
• Развитие аккуратности; самостоятельности, усердия, умение распределять
свои усилия во времени и пространстве, в т.ч. в разновозрастной социальной
среде, выполнять правила.
•Развитие коммуникативных навыков: способность к сотрудничеству,
способность взаимопомощи
Воспитательные:
• Вовлечение ребят в творческую деятельность;
• Приобщение к эстетической культуре;
• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку
вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных
проектов;
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- Знать основные понятия о цветоведении, бумагопластике,
визуализации идеи;
- Уметь применять навыки измерения и построения в быту;
изготавливать изделие от идеи до воплощения в жизнь.
Личностные результаты:
Работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
продуктивно
использовать техническую литературу для поиска сложных решений; навыки
ведения проекта, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой
проекта, выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от
конкретных условий; развитие критического мышления; проявление
технического мышления, познавательной деятельности, творческой
6

инициативы, самостоятельности; способность творчески решать технические
задачи; готовность и способность применения теоретических знаний для
решения задач в реальном мире; способность правильно организовывать
рабочее место и время для достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты:
Научаться планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей; научатся адекватно воспринимать предложения и оценку
наставника, товарища, родителя и других людей; смогут контролировать и
оценивать процесс и результат деятельности; будут уметь договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; научатся
формулировать собственное мнение и позицию

7

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

№
п/п

Название раздела, модуля, темы

Всего

Теория

Практика

2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.
1.1

Введение в программу.
Знакомство с детьми, инструктаж,
знакомство с оборудованием
Кванториума
Основы композиции. Взаимосвязь
элементов.

8
2

3
1

5
1

4

1

3

1.3.

Стилизация.

2

1

1

2.

Объёмные композиции.

38

10

28

Практическ
ое задание

2.1.

Изготовление мелких орнаментальных
деталей

12

2

10

Практическ
ое задание

2.2.

Составление композиций
орнаментальных деталей

6

1

5

Практическ
ое задание

2.3.

Сюжетные картинки

6

1

5

Практическ
ое задание

2.4.

Роспись готовых изделий

4

2

2

2.5.

Пластилинография

4

2

2

Обсуждени
е,
практическ
ое задание
Практическ
ое задание

2.6.

Знакомство со средствами
выразительности.

6

2

4

1.2

из

Количество
часов

мелких

Форма
контроля

беседа
Практическ
ое задание,
обсуждение
Практическ
ое задание

Практическ
ое задание

8

3.

Нетрадиционные техники рисования.

26

6

20

Практическ
ое задание

3.1

Техника трафарет. Композиция

4

2

2

3.2

Аппликация
из
нетрадиционных
материалов
Создание коллективной композиции

10

2

8

6

1

5

Изонить. Техника выполнения и способы
построения композиций.
Композиции из нетрадиционных
материалов

6

1

5

12

4

8

Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание

3.3
3.4
4.

4.1

Композиция из ткани

6

2

4

3.8

Композиция из опилок

6

2

4

5.

Игрушки и сувениры из текстильных
и подручных материалов

24

4

20

4.1.

Изготовление игрушек

12

2

10

4.2.

Изготовления сувениров

12

2

10

6.

Изготовление изделий в пройденных
техниках

32

1

31

ИТОГО

140

28

112

Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Защита
проекта

9

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.
1.1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми (в виде игр). Организация занятий и основные
требования.
Практика: Вводный инструктаж по охране труда, технике безопасности и
правилам поведения в кабинете.
1.2. Основы композиции. Взаимосвязь элементов.
Теория: знание основных законов композиции, выбор главного
композиционного центра.
Практика: Упражнение на заполнение свободного пространства на листе.
1.3. Стилизация.
Теория: наблюдение за растительным и животным миром. Анализировать,
сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практика: самостоятельное составление композиции из простых
геометрических форм.
2. Объёмные композиции.
2.1. Изготовление мелких орнаментальных деталей
Теория: Что такое мелкий орнамент, какой он бывает?
Практика: самостоятельное выполнение мелкого орнамента.
2. 2. Составление композиций из мелких орнаментальных деталей.
Теория: Композиция из мелкого орнамента.
Практика: самостоятельное составление композиции из мелкого орнамента
2.3. Сюжетные картинки.
Теория: Сюжетные картинки, виды, формы.
Практика: Составление сюжетных картинок
2.4. Роспись готовых изделий.
Теория: Знакомство с видами росписи.
Практика: Роспись готовых фигур в изученной техники.
2.5. Пластилинография.
Теория: Как рисовать пластилином, подбор пластилина для живописи.
Практика: Создание картины.
2.6. Знакомство со средствами выразительности.
Теория: Световые и цветовые акценты. Характер изображения.
Практика: Игрушка из бумаги выражаем акценты и характер (смешной, злой,
яркий).
3. Нетрадиционные техники рисования.
3.1 Техника трафарет. Композиция.
Теория: Из чего делают трафареты. Где они применяются и для чего.
Практика: Изготовление собственных трафаретов по эскизам.
Применение их в работе на панно.
3.2 Аппликация из нетрадиционных материалов.
Теория: Какие материалы относятся к нетрадиционным. Где их найти.
10

Практика: Аппликация из природных материалов. Вторая жизнь
предметам, аппликация из бросового материала.
3.3 Создание коллективной композиции.
Теория: Разделяем обязанности. Узнаем плюсы коллективной работы.
Практика: Выполняем панно «Подводный мир». Изготовления деталей
и сбор общей композиции.
3.4 Изонить. Техника выполнения и способы построения композиций.
Теория: Подбор материала. Изучения техники.
Практика: Делаем изображение в изученной технике из подобранных
материалов.
4. Композиции из нетрадиционных материалов
4.1 Композиция из ткани
Теория: Подбор материала. Выбор композиции.
Практика: Выполнение композиции в лоскутной технике.
4.2. Композиция из опилок
Теория: Изучение древесных отходов. Разделение их на группы.
Подбор материала.
Практика: Выполняем композицию из опила разной фракции и формы.
5. Игрушки и сувениры из текстильных и подручных материалов
5.1 Изготовление игрушек
Теория: Изучения техники. Знакомство с историей игрушек.
Практика: Изготовление игрушки из текстиля, картона, дерева.
5.2 Изготовления сувениров
Теория: Применение сувенирной продукции. История появления.
Практика: Изготовление сувениров из гипса, глины, теста для лепки.
Роспись готовых изделий.
6. Изготовление изделий в пройденных техниках
Теория: Разбор всех изученных техник. Вспоминаем техники
выполнения. Выбор лучших по мнению детей.
Практика: Выполняем работы в выбранных техниках. Оттачиваем
мастерство.

11

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год

Дата
начала
обучения
11
сентября

Дата
окончания
обучения
25 мая

Количество
учебных
недель
35

Количество
учебных
дней
70

Количество Режим
учебных
занятий
часов
140
2 занятие по
2 часа в
неделю

Каникулы:
2023-2024 уч.год:
23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин
для учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение;
− столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место
для педагога.
Оборудование:
− ноутбук;
− интерактивная панель
Расходные материалы:
− маркеры;
− бумага плотная А4;
− шариковые ручки;
− карандаши;
− ластики;
− акварельные краски;
− кисти;
- ножницы;
- канцелярские ножи;
- цветная бумага;
- картон;
Информационное обеспечение:
В кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
ножницы,
линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся
для оформления творческих проектов.
12

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие

навыки

представляются

в

виде

оценки

продуктов

деятельности обучающихся и/или посредством выполнения контрольных
заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты групповых проектов.

13

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
14

с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Методические пособия для педагогов:
1. Основы художественного ремесла, часть 1. В.А. Барадулина и О.В.
Танкус, Москва, «Просвещение»,1986.
2. Основы художественного ремесла, часть 2. В.А. Барадулина и О.В.
Танкус, Москва, «Просвещение»,1987.
3. Вторая жизнь вещей Н.П. Коноплева, Киев, «Техника»,2004.
4. Руками сельского умельца. В.И. Микитчук, Киев, «Урожай»,1989.
5. Плетение из лозы Т.М. Фисанович, «Феникс», Москва,2007
6. Журнал «Учись изобретать». А.М.Сорокина, Киев, «Радянська
школа»,1986.
7. Рукоделие в начальных классах. А.М. Гукасова, Москва,
«Просвещение»,1984.
8. Инкрустация соломкой. Н.В. Починова, Минск, «Полымя»,1998.
9. Плетение. Б. Мейнард, Москва «Просвещение»,1991.
10. Народное искусство. А.С. Канцедикас, «Знание», Москва,1995.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1. Искусство делать цветы. Е.П.Сухорукова, Киев,1992.
2. Оригами. М.В. Бедина, «Клуб семейного досуга»,Харьков,2011.
3. Обереги своими руками. В.Хоменко,«Клуб семейного досуга»,
Харьков,2011.
4. Фантазии из бумажных лент. Д.Б. Крейн, «Контент», Москва,2010.

15

Приложение 1
Диагностическая карта
Показатели

Коммуникации
(1-3 б)

Критическое
мышление
(1-3 б)

Креативное

Оцениваемые
параметры

- умение общаться
и строить
отношения в
группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык
публичного
выступления

- умение работать
с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать
собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
- проявление

Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(0-39 бал)
(40-70 б)
(71-87 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт

-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку
- не проявляет

-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией

-активно общается
со
всеми
участниками
образовательного
процесса
-в доступной
форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно
выступает
перед аудиторией

- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью педагога

- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить

- не ярко выражены

- проявляет

Методы
диагностики

Набранный
балл

Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка

Наблюдение

Диагностичес
кая карта

Диагностичес
16

мышление
(1-3 б)

Работа в
команде
(1-3 б.)

Творческая
активность
(1-3 б)

творческих
способностей при
создании
новых идей

- умение работать
в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий
результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня

творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи

творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно

творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью

Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка

- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно

- участвует в
командной
(групповой) работе,
но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников группы

- принимает
активное
участие в
командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и
понимает
ответственность за
общий результат

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка

- не принимает
участие

- принимает
участие с
помощью педагога
или
родителей

- проявляет интерес
и
активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу

Наблюдение
Портфолио
Выполнение работы
Взаимооценка

кая карта

Диагностичес
кая карта

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.