Промышленный дизайн

Содержание

1. Пояснительная записка

3

2. Содержание общеразвивающей программы

8

2.1. Учебно-тематический план

8

2.2. Содержание изучаемого курса

10

3. Организационно-педагогические условия

12

3.1. Календарный учебный график

12

3.2. Условия реализации общеразвивающей программы

12

3.3. Формы аттестации и оценочные материалы

14

4. Список литературы

15

5. Приложения

17

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Промышленный дизайн» имеет техническую направленность и
ориентирована на изучение основ начального технического моделирования и
конструирование, основы 3D моделирования.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
3

11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
активизировать интерес учащихся к техническому моделированию,
самостоятельной творческой деятельности, научить грамотно, использовать
обилие художественных форм, красок, инновационных и технических
возможностей, а главное правильно подавать своё дизайнерское решение.
Программа является практикоориентированной и дает возможность каждому
учащемуся проявить и реализовать свои творческие возможности и задумки в
сфере компьютерного и предметного дизайна.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «Промышленный дизайн» является подготовка учащихся к
созданию
инновационных
продуктов,
ориентирует
на
развитие
конструкторских умений, подготавливает к сознательному выбору
самостоятельной трудовой деятельности. Обоснованием актуальности
образовательной программы служит использование проектных и
исследовательских
технологий,
позволяющих
в
рамках
курса
формировать универсальные учебные действия учащихся.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Промышленный дизайн» предназначена для детей в возрасте 8-14 лет, не
имеющих ограниченных возможностей здоровья, проявляющих интерес к
проектной деятельности и областям знаний технической направленности.
Формы занятий групповые. Количество обучающихся в группе – 12 человек.
Состав групп постоянный.
Дети от 8 до 11 лет, понимаются нами, как младший школьный возраст.
Они отличаются подвижностью, любознательностью, конкретностью
мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем
неумением долго концертировать свое внимание на чем-либо. Ребят также
увлекает совместная групповая деятельность и игры. Дети этого возраста
дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать вместе со всеми в
играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его
личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Дети c 12 до 14 лет, понимаются нами, как подростковый возраст. У
детей возрастает ценность интимно-личностного общения, особенно со
4

сверстниками; постепенно общение становится ведущей деятельностью
детей. У ребят также начинается бурное развитие рефлексии, анализ своего
поведения, схожести с другими и отличий становится обычным делом для
ребенка. Появляются определённые барьеры в общении, стеснительность
(которая может проявляться как в скованности, так и в демонстративности и
грубости) приходит на смену былой непосредственности поведения.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 1 раз в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 70 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Виды занятий общеразвивающей программы определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, и другие виды учебных занятий и учебных работ.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы: представление о возможностях квантума и
оборудования, межквантумное взаимодействие, формирование и развитие
творческих способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация
обучающихся к познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности
и формирование «гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность; – критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения; – умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
5

– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Цель: формирование у обучающихся компетенций в сфере
промышленного дизайна и дизайн-проектирования, навыков командного
взаимодействия.
Задачи модуля
Образовательные:
− Сформировать основные навыки создания композиции, чертежей, а
также трехмерного моделирования;
− Сформировать навыки технического рисования;
− Обучить навыкам и умениям обращения с разнообразными
художественными
материалами
как
средствами
художественной
выразительности.
− Развить базовые знания графических редакторов для правильной
подачи дизайнерского решения.
Развивающие:
− Развить аналитические способности и творческое мышление;
− Развить наблюдательность, внимание, воображение и мотивацию к
учебной деятельности.
− Развить коммуникативные умения: излагать мысли в четкой
логической
− Последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию;
− Развить образно-логическое мышление.
Воспитательные:
− Воспитать ценностное отношение к творческой деятельности;
− Воспитать отношение делового сотрудничества, взаимоуважения;
− Воспитать способности к самореализации и саморазвитию.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
Знать основы и принципы теории решения изобретательских задач,
начальные базовые навык инженерии; основные понятия промышленного
дизайна, скетчинга и колористики; принципы проектирования, основы
создания и проектирования 3D-моделей.
Личностные результаты: Работа в команде: работа в общем ритме,
эффективное распределение задач и др.; развитие познавательных интересов
обучающихся; умение ориентироваться в информационном пространстве,
6

продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных
решений; навыки ведения проекта, проявление компетенции в вопросах,
связанных с темой проекта, выбор наиболее эффективных решений задач в
зависимости от конкретных условий; развитие критического мышления;
проявление технического мышления, познавательной деятельности,
творческой инициативы, самостоятельности; способность творчески решать
технические задачи; готовность и способность применения теоретических
знаний по физике, информатике для решения задач в реальном мире;
способность правильно организовывать рабочее место и время для
достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и
ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять
надежность и достоверность источника; умение самостоятельно планировать
способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути
достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные
способы решения познавательных задач; умение поддерживать беседу,
выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и
доводы; умение осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать
решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной
деятельности; умение организовывать совместную познавательную
деятельность, сотрудничать; умение проявлять толерантность, терпимость,
уметь решать конфликты; умение выслушивать другие мнения, а также
формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

7

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Знакомство с детьми,

часов

контроля

Практика

1.

Форма

Теория

п/п

Количество

Всего

№ Название раздела, модуля, темы

2

1

1

беседа

12

2

10

Практическое

инструктаж, знакомство с
оборудованием Кванториума
2.

Основы рисунка

задание, беседа
1.

Изучение основ рисунка

6

1

5

Практическое
задание, беседа

2.

Искусство скетчинга

6

1

5

Практическое
задание, беседа

3.

Основы макетирования

12

4

8

Практическое
задание, беседа

1.

Понятие макетирование

2

1

1

Практическое
задание, беседа

2.

Методы формообразования

4

1

3

Практическое
задание, беседа

3.

Развертки

2

1

1

Практическое
задание, беседа

4.

Создание макета

4

1

3

Практическое
задание, беседа

4.

Основы прототипирования

14

5

9

Практическое
задание, беседа

8

1.

Понятие пртотипирования

2

1

1

Практическое
задание, беседа

2.

Создание прототипа объекта

12

4

8

Практическое
задание, беседа

5.

Основы трёхмерной

14

5

9

компьютерной графики
1.

Знакомство с основными 3D

задание, беседа
2

1

1

моделирования
2.

Работа в программе «Blender»

Практическое
Практическое
задание, беседа

12

4

8

Практическое
задание, беседа

6.

Проектная деятельность

18

2

16

Практическое
задание, беседа

ИТОГО

72

19

53

9

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Знакомство. Введение в образовательную программу, техника
безопасности, знакомство с оборудованием.
2. Основы рисунка. Рассматриваются этапы работы над эскизами, а
также все инструменты и материалы, которыми они могут выполняться.
Освоение методов скетчинга – быстрого эскизирования. Основные принципы
создания композиции, влияние пропорций, линий. Знакомство с основами
построения чертежа, эскиза. Основы технического рисунка: методика
построения линий, понятие о пропорциях, правила построения линейной
перспективы. Отработка навыков технического рисунка. Работа с линией,
пропорциями. Создание плоскостной композиции. Формирование опыта
публичных выступлений. Создание пробного эскиза, на основе стилизации
предметов быта. Принципы построения объемных тел и теней.
3. Основы макетирования. Понятие макета, его назначение, функции.
Основы и различные техники макетирования. Материалы и инструменты,
используемые в макетировании. Изучение свойств бумаги и других
материалов. Макетирование из бумаги и картона. Отработка навыков
создания макетов из бумаги и прочих материалов. Создание макета.
4. Основы прототипирования. Цели и задачи прототипирования.
Область применения. Прототип объекта. Испытание прототипа. Создание
прототипа объекта в соответствии с заданием. Пользовательский опыт
испытания объекта.
5.

Основы

трёхмерной

компьютерной

графики.

Изучение

обучающимися теоретических основ компьютерной графики и дизайна.
Виды

компьютерной

графики.

Особенности

трёхмерной

графики.

Возможности современного графического редактора. Изучение основ
графического дизайна через выполнение большого количества несложных
упражнений, выполняемых средствами компьютерной графики. Задания

10

носят творческий характер и рассчитаны на индивидуальные темпы
выполнения.

11

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год

Дата
начала
обучения
11
сентября

Дата
окончания
обучения
25
мая

Количество Количество
учебных
учебных
недель
дней
35
70

Количество Режим
учебных
занятий
часов
140
2 занятия по
2 часа в
неделю

Каникулы:
2023-2024 уч.год: 23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
−

помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для

учреждений дополнительного образования;
−
−

качественное освещение;
столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место

для педагога.
Оборудование:
Оборудование:
− ноутбуки;
− 3Д-ручки;
− 3Д-принтер
− интерактивная панель
Расходные материалы:
− маркеры;
− бумага плотная А3;
− шариковые ручки;
− карандаши;
− ластики;
− акварельные краски;
− кисти;
12

Информационное обеспечение:
- графический редактор Corel Draw;
- программы для 3D-моделирования (Blender)
Кроме того, в кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
ножницы, линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться
обучающимся для оформления творческих проектов.
При работе в дистанционном режиме – на рабочие места педагога и
обучающихся должны быть предустановлены соответствующие сервисы.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1
педагог с квалификацией «педагог дополнительного образования». Уровень
образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат
/ специалитет / магистратура).
Методические материалы: карточки с описанием кейсов (заданий и
проектов), презентации нового материала, настольные игры для развития
логики и последовательного мышления, электронные игры для развития
навыков построения алгоритмов, готовые программные коды (в том числе с
пропущенными строчками для проверки знаний по отдельным темам), квизы
по пройденным темам, оценочные материалы.

13

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие

навыки

представляются

в

виде

оценки

продуктов

деятельности обучающихся и/или посредством выполнения контрольных
заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.

14

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
15

с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Методическая литература для педагога:
1. Будущее рядом. Сайт о новых технологиях и будущем человечества
[Электронный ресурс]: http://near-future.ru/ (дата обращения: 02.02.2020)
2. Васин С.А. Проектирование и моделирование промышленных
изделий М.: Машиностроение, 2004. — 692 с.
3. Жанна Лидтка, Тим Огилви. Думай как дизайнер. Дизайн-мышление
для менеджеров / Манн, Иванов и Фербер.
4. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976. 144 с.
(Философ. б-чка для юношества).
5. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения
и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
6. Основы 3D-моделирования. Изучаем работу в AutoCAD, КОМПАС3D, SolidWorks, Inventor : учебный курс / Большаков В.П., Бочков А.Л. –
СПб.: Питер, 2012. – 304 с.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1. От идеи до прототипа: Учебный курс, раскрывающий все основные
возможности Fusion 360: твердотельное и сплайновое моделирование, работу
со сборками, рендер, совместную работу над проектами и т.д. [Электронный
ресурс]: Режим доступа: https://academy.autodesk.com/curriculum/productdesign-fusion-360 (дата обращения: 02.02.2020)
2.
Технический
рисунок
[Электронный
ресурс]:
http://cadinstructor.org/eg/lectures/8- tehnicheskiy-risunok/ (дата обращения:
14.01.2020)
3. Учебные материалы и видеоуроки / Инженеры будущего.
Образовательный проект [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://Инженер-будущего.рф/uchebnyiematerialyi-i-videouroki/

16

Приложение 1
Диагностическая карта
Показатели

Коммуникации
(1-3 б)

Критическое
мышление
(1-3 б)

Креативное
мышление

Оцениваемые
параметры

Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Высокий
Низкий уровень
Средний уровень
уровень
(0-39 бал)
(40-70 б)
(71-87 б)
Личностные и метапредметные компетенции

- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления

-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт

- умение работать с
информации,
анализировать, делать
обоснованные выводы
и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
- проявление
творческих

-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку
- не проявляет
творческих

-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией

-активно
общается со
всеми
участниками
образовательного
процесса
-в доступной
форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно
выступает
перед аудиторией

- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью педагога

- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить

- не ярко выражены
творческие

- проявляет
творческие

Методы
диагностики

Набранный
балл

Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка
Наблюдение
Проектная работа

Диагностичес
кая карта

Диагностичес
кая карта

17

(1-3 б)

Работа в
команде
(1-3 б.)

Творческая
активность
(1-3 б)

способностей при
создании
новых идей

- умение работать в
команде: находить
общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций
и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в массовых
мероприятиях
- участие в конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня

способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи

способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно

способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью

Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка

- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно

- участвует в
командной
(групповой) работе,
но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников группы

- принимает
активное
участие в
командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и
понимает
ответственность за
общий результат

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка

- не принимает
участие

- принимает
участие с
помощью педагога
или
родителей

- проявляет интерес
и
активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу

Наблюдение
Портфолио
Выполнение работы
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

18



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.