Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения
3
8
8
11
14
14
14
15
16
18
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Авторская
игрушка.
Стартовый
уровень»
имеет
техническую
направленность и ориентирована на формирование у детей интереса к
современным технологиям и искусству, развитию воображения.
Основанием для реализации данной общеразвивающей программы
служит перечень следующих нормативных правовых актов и
государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
1.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в РФ»;
2.
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
8.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
3
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
Актуальность программы
Сейчас очень популярны профессии декоратора, дизайнера,
оформителя и пр. Занятия позволяют детям получить первоначальные
представления о декоре и дизайне на примере изготовления игрушек. В
дальнейшем приобретённые специальные умения могут оказаться полезными
при профессиональной ориентации обучающихся. Сегодня от молодых
людей, начинающих трудовую деятельность, требуется не только наличие
профессиональных навыков, но и способность к творчеству, умение
креативно мыслить, что позволяет находить оригинальные решения сложных
проблем, способствует профессиональному росту в будущем, создает
ситуацию успеха. Работа над игрушкой помогает ребенку развить
воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие.
Отличительной особенностью
Программа состоит из определенного количества тем, которые
составлены по возрастанию степени сложности как теоретического, так и
практического материала. Это позволяет детям с разным уровнем подготовки
и с разными способностями поэтапно, успешно и основательно овладевать
данной программой. Принцип «от простого к сложному» рассматривается во
всех аспектах. Использование современных образовательных технологий
позволяет комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития
личности. Занятия носят комплексный характер, включают в себя
теоретическую и практическую подготовку: рассматривание образцов
игрушек; беседы педагога с обучающимися; самостоятельная работа детей;
консультативная работа педагога в процессе занятия; изготовление игрушек
по образцу и реализация собственных идей.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Авторская игрушка. Стартовый уровень» предназначена для детей в
возрасте 9 – 14 лет, не имеющих ограниченных возможностей здоровья,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
4
технической направленности. Формы занятий групповые. Количество
обучающихся в группе – 12 человек. Состав групп постоянный.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 2 раза в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Формы занятий: программой предусмотрены групповые формы
занятий.
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий (в зависимости от целей занятия и его темы): вводное занятие;
ознакомительное занятие; тематическое занятие; лекция; семинар; модульное
обучение; метод кейс-стадии; коучинг (наставничество); ролевые игры;
деловая игра; действие по образцу; работа в парах; метод рефлексии; метод
«Лидер-ведомый;
обмен
опытом;
мозговой
штурм;
консалтинг
(консультирование); метод проектов; комбинированное занятие; итоговое
занятие.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы: представление о возможностях квантума и
оборудования, межквантумное взаимодействие, формирование и развитие
творческих способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация
обучающихся к познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности
и формирование «гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность; – критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения; – умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
5
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Формы подведения итогов реализации программы:
На стартовом уровне программы итогом реализации программы могут
быть: беседа, соревнование, мастер-класс, выставка, технический зачет,
защита проекта, учебно-исследовательская конференция, презентация,
практическое занятие.
Цель: – активизация познавательной деятельности и развитие
творческих способностей через овладение практическими навыками работы
по изготовлению игрушки, освоения «гибких» и «жёстких» компетенций
(soft/hard).
Задачи модуля
Образовательные:
- дать основные навыки работы с различными материалами;
- познакомить с компьютерными программами по 3D моделированию;
- познакомить с основными технологиями изготовления игрушек.
Развивающие:
- развивать навык работы с инструментами, техникой;
- развивать фантазию, творческое, техническое и художественное
мышление, конструкторские способности;
- развивать творческие способности: импровизацию,
эмоциональность, выразительность;
- способствовать развитию любознательности;
- развивать психические способности: внимание, память, восприятие,
мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать стремление к ответственности, организованности,
доброжелательного отношения к сверстникам;
- воспитывать мотивацию к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным ценностям;
- воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи, навыков
коллективного труда.
6
Предметные результаты:
Знать основы и принципы теории решения изобретательских задач,
начальные базовые навыки в создании объемных фигур; основные понятия
дизайна моделей, построения схем и колористики; основы создания 3Dмоделей.
Личностные результаты:
Работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
продуктивно
использовать техническую литературу для поиска сложных решений; навыки
ведения проекта, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой
проекта, выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от
конкретных условий; развитие критического мышления; проявление
технического мышления, познавательной деятельности, творческой
инициативы, самостоятельности; способность творчески решать технические
задачи; способность правильно организовывать рабочее место и время для
достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и
ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять
надежность и достоверность источника; умение самостоятельно планировать
способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути
достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные
способы решения познавательных задач; умение поддерживать беседу,
выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и
доводы; умение осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать
решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной
деятельности; умение организовывать совместную познавательную
деятельность, сотрудничать; умение проявлять толерантность, терпимость,
уметь решать конфликты; умение выслушивать другие мнения, а также
формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
7
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п
Название раздела, модуля, темы
Всего
Теория
Практика
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество
часов
Форма
контроля
1
2
1
1
беседа
2
Знакомство с детьми, инструктаж,
знакомство с оборудованием
Кванториума
Знакомство с историей игрушек
6
1
1
Практическ
ое задание,
беседа
2.1
Первая игрушка
2
1
1
Практическ
ое задание,
беседа
2.2
Игрушки народов мира
2
1
1
Практическ
ое задание,
беседа
2.3
Эволюция игрушки
2
1
1
Практическ
ое задание,
беседа
3
Схемы и построения фигур
6
2
4
Практическ
ое задание,
беседа
3.1
Изучение основ построения формы
2
1
1
Практическ
ое задание,
беседа
3.2
Наброски и схемы
4
1
3
Практическ
ое задание,
беседа
4
Плоские и полуобъемные игрушки
42
9
33
Практическ
ое задание,
беседа
8
4.1
Поиск идеи
4
1
3
4.2
Разработка авторской игрушки
8
2
6
4.3
Создание формы
6
2
4
4.4
Роспись персонажа
4
1
3
4.5
Разработка серии игрушек
4
1
3
4.6
Фирменный стиль
4
1
3
4.7
Создание серии игрушек
12
1
11
5
Объемные игрушки
42
9
33
5.1
Эскизы и наброски
6
2
4
5.2
Знакомство с программой Blender
8
2
6
5.3
Создание персонажей в программе
4
1
3
5.4
Работа с пластилином
4
1
3
5.5
Работа с полимерной глиной
4
1
3
5.6
Работа с 3D принтером
4
1
3
5.7
Создание персонажа в объеме
12
1
11
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание
9
6
Игрушки с механизмом
42
8
34
6.1
Знакомство с простейшими механизмами
4
1
3
6.2
Эскизы и наброски
6
1
5
6.3
Проработка деталей
4
1
3
6.4
Построение формы
4
1
3
6.5
Сбор механизма
4
1
3
6.6
Соединение механизма и формы
4
1
3
6.7
Декор конструкции
4
1
3
6.8
Создание коллективной модели
12
1
11
ИТОГО
140
30
110
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание,
беседа
Практическ
ое задание
10
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Знакомство с детьми, инструктаж, знакомство с оборудованием
Кванториума.
Теория: Знакомство с детьми (в виде игр). Организация занятий и
основные требования.
Практика: Вводный инструктаж по охране труда, технике безопасности
и правилам поведения в кабинете.
2. Знакомство с историей игрушек
2.1 Первая игрушка
Теория: Презентация на тему «Первая игрушка».
Практика: Создание первой игрушки из бумаги.
2.2 Игрушки народов мира
Теория: Знакомство с национальными игрушками. Их отличие и
характерные черты.
Практика: Рисуем «Дымковскую игрушку» изображение характерной
росписи.
2.3 Эволюция игрушки
Теория: Вспоминаем игрушки от простых деревянных до новейших
инновационных, механизированных.
Практика: Изображение двух игрушек с деталировкой изменения.
3. Схемы и построения фигур
3.1 Изучение основ построения формы
Теория: Форма статика и динамика. Отличие и область применения.
Практика: Создаем форму из металлической проволоки.
3.2 Наброски и схемы
Теория: Изучаем как делать набросок. Принцип построения схем.
Практика: Выполнения набросков и схем.
4. Плоские и полуобъемные игрушки
4.1 Поиск идеи
Теория: Методы поиска идей.
Практика: Мозговой штурм, поиск идеи.
4.2 Разработка авторской игрушки
Теория: Изучения авторских работ, в чем отличие от массового
производства.
Практика: Идеи и наброски собственных персонажей.
4.3 Создание формы
Теория: Рассматриваем наброски, выявляем где нужен дополнительный
объем.
Практика: Делаем контур персонажу, придаем объем в необходимых
местах.
4.4 Роспись персонажа
Теория: Подбор и выбор цвета.
Практика: Роспись готового персонажа.
4.5 Разработка серии игрушек
11
Теория: Что такое серия игрушек. Подбор и количество персонажей.
Практика: Наброски выбранных персонажей.
4.6 Фирменный стиль
Теория: Изучаем фирменный стиль.
Практика: Проработка фирменного стиля персонажей. Подбор цвета.
4.7 Создание серии игрушек
Теория: Рассматриваем на примерах расположение персонажей на
одной композиции.
Практика: Создаем, расписываем персонажей. Оформляем на одну
композицию.
5. Объемные игрушки
5.1 Эскизы и наброски
Теория: Изучаем объемные формы.
Практика: Наброски и эскизы объемных персонажей.
5.2 Знакомство с программой Blender
Теория: Изучение инструментов программы Blender
Практика: Построение простых форм в программе.
5.3 Создание персонажей в программе
Теория: Обсуждение персонажей, из каких простых фор могут они
состоять. На какие фигуры похожи.
Практика: Воспроизводим персонаж в программе по эскизу.
5.4 Работа с пластилином
Теория: Подготовка к работе, разбор персонажа по деталям.
Практика: Изготовление персонажа из пластилина.
5.5 Работа с полимерной глиной
Теория: Обсуждение особенностей работы с полимерной глиной,
плюсы и минусы.
Практика: Изготовления персонажа из глины.
5.6 Работа с 3D принтером
Теория: Знакомство с техникой. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Изготовление деталей персонажа на 3D принтере.
5.7 Создание персонажа в объеме
Теория: Изучение техники работы с разными материалами.
Практика: Создаем героя из деталей разных материалов.
6 Игрушки с механизмом
6.1 Знакомство с простейшими механизмами
Теория: Обсуждение и просмотр игрушек с различными механизмами.
Практика: Собираем простейшие механизмы движения из картона.
6.2 Эскизы и наброски
Теория: Выбор игрушки с механизмом для дальнейшей работы.
Практика: Эскизы и наброски авторской игрушки с механизмом.
6.3 Проработка деталей
Теория: Изучение деталей. Подбор нужных деталей для механизма.
Практика: Создание деталей для сборки механизма.
12
6.4 Построение формы
Теория: Изучение формы.
Практика: Создание формы по эскизам.
6.5 Сбор механизма
Теория: Проверка всех деталей.
Практика: Сборка механизма, крепление деталей.
6.6 Соединение механизма и формы
Теория: Обсуждение сборки.
Практика: Соединение формы-корпуса игрушки с готовым
механизмом.
6.7 Декор конструкции
Теория: Подбор цветового решения и оформления.
Практика: Роспись готовой конструкции.
6.8 Создание коллективной модели
Теория: Разделение на группы. Поиск идеи. Выбор техники исполнения
дальнейшей игрушки.
Практика: Каждая группа создает авторскую игрушку с механизмом по
собственным наброскам и схемам. Используя изученный материал.
13
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год
Дата
начала
обучения
11
сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
35
Количество
учебных
дней
70
Количество Режим
учебных
занятий
часов
140
2 занятия по
2 часа в
неделю
Каникулы:
2023-2024 уч.год:
23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин
для учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение;
− столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место
для педагога.
Оборудование:
− ноутбуки;
− 3Д-принтер
− интерактивная панель
Расходные материалы:
− маркеры;
− бумага плотная А3;
− шариковые ручки;
− карандаши;
− ластики;
− акварельные краски;
− кисти;
Информационное обеспечение:
Программы для 3D-моделирования (Blender)
Кроме того, в кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
ножницы, линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться
обучающимся для оформления творческих проектов.
14
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие
навыки
представляются
в
виде
оценки
продуктов
деятельности обучающихся и/или посредством выполнения контрольных
заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты групповых проектов.
15
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
16
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Методическая литература для педагога:
1.
Методический
инструментарий
наставника
(извлечения).
Материал представлен на сайте www.roskvantorium.ru Промдизайнквантум
тулкит. Саакян С.Г., Бурбаев Т.Д., Рыжов М.Ю. – 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Фонд новых форм развития образования, 2019.
2. Трофимова Н. М. Возрастная психология: учебное пособие для
вузов. – С-Пб.: Питер, 2005.
3. Промышленный дизайн: учебник./ М.С. Кухта, В.И.Куманин,
М.Л.Соколова,
М.Г.Гольдшмидт
–
Издательство
Томского
политехнического университета, 2013
4. Курс промышленного дизайна / Александр Отт
– М.:
Художественно-педагогическое издательство, 2003.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1. Дизайн привычных вещей / Дон Норман; пер. с англ. Анастасии
Семиной. – [2-е изд, обн. И доп.] – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
2. Основы композиции / О.Л.Голубева. – М.: Издательский дом
«Искусство», 2004
Интернет-ресурсы:
1. https://knife.media/super-design/
2. https://hi-news.ru/gadgets/chto-takoe-promyshlennyj-dizajn-i-ego-samyeneobychnye-predstaviteli.html
3. https://aerodizain.com/promyshlennyj-dizajn-i-nemnogo-iz-ego-istorii/
17
Приложение 1
Диагностическая карта
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Оцениваемые
параметры
- умение общаться
и строить
отношения в
группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык
публичного
выступления
- умение работать
с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать
собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(0-39 бал)
(40-70 б)
(71-87 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт
-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку
-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией
-активно общается
со
всеми
участниками
образовательного
процесса
-в доступной
форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно
выступает
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью педагога
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить
Методы
диагностики
Набранный
балл
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
18
Креативное
мышление
(1-3 б)
Работа в
команде
(1-3 б.)
Творческая
активность
(1-3 б)
- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей
- умение работать
в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий
результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня
- не ярко выражены
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
- участвует в
командной
(групповой) работе,
но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников группы
- принимает
активное
участие в
командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и
понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
- не принимает
участие
- принимает
участие с
помощью педагога
или
родителей
- проявляет интерес
и
активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение работы
Взаимооценка
- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
Диагностичес
кая карта
Диагностичес
кая карта
19
Предметные компетенции
Теоретическая
подготовка
(1-3 б.)
Практические
умения и
навыки (1-3 б)
- соответствие
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
- владение
специальной
терминологией
- владеет менее
чем ½ объёма
знаний,
предусмотренных
программой
- знает не все
термины
- объём
усвоенных
знаний
составляет
более ½,
- знает все
термины,
но не применяет,
- обучающийся
освоил практически
весь объём знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период,
- знание терминов и
умение их применять
Наблюдение
Собеседование
Работа над
проектом
Защита(презентация)
проекта
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
- соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
- владение
специальным
оборудованием
и
оснащением
- творческие
навыки
- обучающийся
овладел менее
чем ½
предусмотренных
умений и
навыков
- ребёнок
испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
оборудованием
- выполняет
простейшие
практические
задания педагога
- обучающийся
владеет более чем
½
предусмотренных
умений и
навыков,
- работает с
оборудованием и
необходимым
оснащением с
помощью
педагога
- выполняет в
основном задания
на
основе образца
- обучающийся
овладел
практически всеми
умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период
Наблюдение
Собеседование
Работа над
проектом
Выполнение
творческих и
практических работ
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
20