Графический дизайн

Содержание
1. Пояснительная записка

3

2. Содержание общеразвивающей программы

7

2.1. Учебно-тематический план

7

2.2. Содержание изучаемого курса

8

3. Организационно-педагогические условия

10

3.1. Календарный учебный график

10

3.2. Условия реализации общеразвивающей программы

10

3.3. Формы аттестации и оценочные материалы

12

4. Список литературы

13

5. Приложения

15

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Графический дизайн» имеет техническую направленность и ориентирована
на приобретение практических навыков в области компьютерной графики и
дизайна.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
3

11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность программы обусловлена тем, что компьютерная
графика в различных формах применяется практически во всех отраслях
человеческой деятельности. Дизайн – это отправная точка работы в любом
направлении современного компьютерного мира, а профессия «графический
дизайнер» является одной из наиболее востребованных и перспективных
специальностей на сегодняшний день.
Графический дизайнер разрабатывает макеты книжной, журнальной,
газетной и листовой рекламной продукции (визиток, листовок, флаеров,
каталогов и т.п.), создает дизайн-макеты элементов окружающей среды
(рекламных щитов, вывесок, афиш, плакатов и т.п.), обеспечивает оформление
интерфейсов сайтов и мобильных приложений, а также создает дизайн-макеты
упаковки продуктовых и промышленных товаров, сувенирной продукции.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа является практико-ориентированной и посвящена изучению
популярных графических редакторов, таких как CorelDRAW, Adobe Photoshop
и
Figma,
способствует
формированию
креативного
мышления,
предусматривает активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
форм индивидуальной и групповой работы, развитие навыков проектной и
исследовательской деятельности.
В результате освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Графический дизайн» обучающиеся изучат
основные принципы дизайна и ключевые инструменты работы графического
дизайнера, сформируют умения и навыки презентации своей работы.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Графический дизайн» является использование
проектной деятельности в качестве основной образовательной технологии,
возможность реализации детскими командами реальных проектов. Ребята на
практике знакомятся с профессиональными обязанностями дизайнераполиграфиста, web-дизайнера, дизайнера-иллюстратора и многих других, что
способствует
предварительной
профориентации
обучающихся
в
многообразии вариаций профессии дизайнера.
Адресат
программы:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Графический дизайн» предназначена для
подростков в возрасте 10–17 лет без предъявления специальных требований.
4

Формы занятий групповые. Количество обучающихся в группе – 12 человек
(по количественному составу компьютеров), каждому учащемуся для
успешной деятельности необходимо работать на отдельной машине, сохраняя
на ней все свои работы. Состав групп постоянный.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 2 раза в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов.
Форма обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон № 273-Ф3, гл. 2, ст. 17,
п. 2.).
Формы занятий: программой предусмотрены групповые формы
занятий.
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий (в зависимости от целей занятия и его темы): вводное занятие;
ознакомительное занятие; тематическое занятие; лекция; семинар; модульное
обучение; метод кейс-стадии; коучинг (наставничество); ролевые игры;
деловая игра; действие по образцу; работа в парах; метод рефлексии; метод
«Лидер-ведомый;
обмен
опытом;
мозговой
штурм;
консалтинг
(консультирование); метод проектов; комбинированное занятие; итоговое
занятие.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квантума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность; – критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения; – умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
5

– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Цель: формирование у обучающихся компетенций в сфере
компьютерной графики и дизайна, и навыков командного взаимодействия.
Задачи:
•
познакомить учащихся с назначением и возможностями
профессиональных графических редакторов;
•
познакомить учащихся с видами компьютерной графики и
основными принципами графического дизайна;
•
обучить приемам работы в редакторах CorelDRAW, Adobe
Photoshop, Figma;
•
сформировать у учащихся навыки решения типовых задач,
связанных с компьютерной графикой и дизайном.
Планируемые результаты обучения:
Жесткие навыки: обучающиеся будут знать основы компьютерного
дизайна, освоят инструменты и программы графического дизайна,
позволяющие создавать любой визуальный контент: от печатной продукции
до макета сайта, уметь выбирать наиболее оптимальные инструменты и
приемы работы в соответствии с поставленными задачами.
Гибкие навыки: обучающиеся научатся анализировать поставленные
задачи, планировать процесс и применять полученные знания при реализации
творческих проектов, разовьют креативность, критическое мышление,
получат навыки командной работы и научатся презентовать свои работы.

6

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Название темы
п/п
1 Основы дизайна

Количество часов
Практи
Всего
Теория
ка
12
8
4

Работа в
графических
редакторах
Работа в
CorelDRAW

72

19

53

36

9

27

Проектная
деятельность
Введение в
Photoshop

12

2

10

12

4

8

4.

Основы дизайна в
Figma

12

4

8

3

56

15

41

1.

Графический
дизайн
Дизайн логотипов
и фирменных
стилей

12

4

8

2.

Дизайн
социальных сетей

12

4

8

3.

Дизайн
презентаций
Проектная
деятельность

8

3

5

24

4

20

140

42

98

2

1.

2.
3.

4.

Итого

Форма контроля
Беседа,
наблюдение

Устный опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Проект
Устный опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Устный опрос,
наблюдение,
практическая
работа

Устный опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Устный опрос,
наблюдение,
практическая
работа
практическая
работа
Проект

7

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Основы дизайна
Знакомство. Экскурсия по детскому технопарку «Кванториум». Правила
поведения обучающихся в детском технопарке «Кванториум». Вводный
инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с основными принципами и понятиями дизайна, которые
лежат в основе любого изображения и макета. Основы визуальной
коммуникации. Композиция, типографика, цвет в дизайне. Визуальные
метафоры. Компьютерные технологии в дизайне. Понятия векторной и
растровой графики. Продукты графического дизайна. Креативное мышление
и генерация идей.
2. Работа в графических редакторах
Навыки работы в графических редакторах CorelDRAW, Photoshop,
Figma.
Тема 1. Работа в CorelDRAW
Назначение и возможности программы CorelDRAW. Интерфейс
программы. Настройка рабочего пространства.
Инструменты CorelDRAW. Операции с объектами. Работа с кривыми.
Заливка, контур, палитра. Работа с растровыми изображениями. Трассировка
изображений. Использование специальных эффектов. Средства повышенной
точности. Использование горячих клавиш.
Создание векторных иллюстраций. Основы верстки дизайн-макетов
разного назначения. Подготовка к печати, экспорт объектов и макетов.
Цветовые модели RGB и CMYK.
Тема 2. Проектная деятельность
Создание в CorelDRAW макета для изготовления изделия на ЧПУ
станке.
Тема 3. Введение в Photoshop
Назначение и возможности программы Adobe Photoshop. Интерфейс
программы. Особенности работы с растровой графикой.
Основные инструменты Adobe Photoshop. Способы вырезания объектов.
Кадрирование. Инструменты ретуши. Инструменты работы с цветом и тоном.
Работа со слоями. Маски.
Создание коллажей в Photoshop. Работа с мокапами. Ресурсы для поиска
мокапов.
Тема 4. Основы дизайна в Figma
Назначение и возможности графического онлайн-редактора Figma.
Преимущества Figma. Принципы работы с векторной и растровой графикой в
Figma.
Рабочее пространство Figma. Знакомство с интерфейсом. Основные
функции и инструменты Figma. Работа с фигурами, текстом и изображениями.
Слои. Фреймы. Использование горячих клавиш.
Совместная работа в Figma.
Верстка веб-макетов в Figma.
8

3 Графический дизайн
Создание продуктов графического дизайна.
Тема 1. Дизайн логотипов и фирменных стилей
Цели и задачи фирменного стиля. Создание визуальной концепции.
Мудборд и референсы. Генерация идей.
Разработка фирменного стиля. Компоненты фирменного стиля. Работа с
шрифтовыми и цветовыми сочетаниями.
Создание логотипа. Шрифтовые и графические логотипы.
Разработка брендбука.
Тема 2. Дизайн для социальных сетей
Тенденции графического дизайна в социальных сетях.
Оформление визуала группы в социальной сети ВКонтакте. Аватар
и обложка группы, оформление постов в едином стиле.
Тема 3. Дизайн презентаций
Обзор сервисов и программ для создания презентаций. Использование
шаблонов и готовых решений.
Правила верстки и композиции при создании презентаций. Приемы для
привлечения внимания к информации на слайде. Психология восприятия
цвета на слайде. Работа с текстом. Использование акцентов для привлечения
внимания. Иконки и стикеры.
Визуализация данных. Преобразование текста в схемы, таблицы и
диаграммы
Создание презентаций. Использование фирменного стиля в
презентации.
Тема 4. Проектная деятельность
Разработка фирменного стиля по брифу реального заказчика.
Презентация проекта.

9

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я

Дата
начала
обучения

1 год

11
сентября

Дата
окончания
обучения

Количество Количество
учебных
учебных
недель
дней

25
мая

35

70

Количество Режим
учебных
занятий
часов
140

2 занятия по
2 часа в
неделю

Каникулы:
2023-2024 уч.год: 23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
−

помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для

учреждений дополнительного образования;
−
−

качественное освещение;
столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место

для педагога.
Оборудование:
− ноутбуки,

графические планшеты;

− интерактивная

панель, флипчарт.

Расходные материалы:
− ручки,

грифельные карандаши, цветные карандаши и маркеры (для

флипчарта и для скетчинга), бумага.
Информационное обеспечение:
− программное

обеспечение: Adobe Photoshop, CorelDRAW 2021;

− интернет-сервисы:

www.figma.com, www.freepik.com и др.

При работе в дистанционном режиме – на рабочие места педагога и
обучающихся должны быть предустановлены соответствующие сервисы.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1 педагог
10

с

квалификацией

«педагог

дополнительного

образования».

Уровень

образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат /
специалитет / магистратура).
Методические материалы: карточки с описанием кейсов (заданий и
проектов), презентации нового материала, настольные игры для развития
логики и последовательного мышления, электронные игры для развития
навыков построения алгоритмов, готовые программные коды (в том числе с
пропущенными строчками для проверки знаний по отдельным темам), квизы
по пройденным темам, оценочные материалы.
Информационное обеспечение:

11

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и/или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.

12

4. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей";
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература для педагога:
1. Графический дизайн. Современные концепции : учебное пособие для
вузов / Е. Э. Павловская [и др.] ; ответственный редактор Е. Э. Павловская. —
2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 119 с.
2. Зиновьева Е. А. Компьютерный дизайн. Векторная графика: учебнометодическое пособие. Изд. 3 – М.: Флинта, 2020. –116 с.
3. Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне: учебник. – СПб.:
БХВ-Петербург, 2008. – 560 с.
4. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных
технологий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 240 с.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1. Комолова, Н. В. Самоучитель CorelDRAW 2020 / Н. В. Комолова, Е.
С. Яковлева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2021. – 416 с.
2. Пулин Р. Школа дизайна. Макет. Практическое руководство для
студентов и дизайнеров. – М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2019. – 232 с.

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели

Оцениваемые
параметры

- умение общаться
и строить
отношения в
группе
- умение донести
свою
Коммуникации точку зрения до
(1-3 б)
слушателя
- навык
публичного
выступления

Критическое
мышление
(1-3 б)

- умение работать
с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать
собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.

Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Средний
Низкий уровень
Высокий уровень
уровень
(0-1бал)
(3 б)
( 2 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт

-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную
оценку

-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится
выступать
перед аудиторией
- умеет работать
с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью
педагога

-активно общается
со
всеми участниками
образовательного
процесса
-в доступной
форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно
выступает
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить

Методы
диагностики

Набранный
балл

Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Диагностичес
Домашнее задание
кая карта
Взаимооценка

Креативное
мышление
(1-3 б)

- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей

Работа в
команде
(1-3 б.)

- умение работать
в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий
результат.

- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи

- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно

- не ярко
выражены
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной,
мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы

- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью
- принимает
активное
участие в
командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и
понимает
ответственность за
общий результат

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка

16

Творческая
активность
(1-3 б)

- участие в
- не принимает
массовых
участие
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня

- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей

- проявляет
интерес и активно
участвует
- самостоятельно
выполняет работу

Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.