Познавательный ГЕО

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения

3
9
9
12
15
15
15
17
18
20

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познавательный ГЕО» имеет естественно-научную направленность и
ориентирована на получение теоретических знаний, практических умений и
навыков в географии и окружающем мире, а также формирование базовых
(стартовых) знаний в науке геоинформатика.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
1.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в РФ»;
2.
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
8.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
3

по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность программы обусловлена современным этапом развития
общества, характеризующимся ускоренными темпами освоения техники и
технологий, потребностью общества в технически грамотных специалистах в
области инженерии, а также необходимостью повышения мотивации к выбору
инженерных профессий и созданию системы непрерывной подготовки
будущих
квалифицированных
инженерных
кадров,
обладающих
академическими знаниями и профессиональными компетенциями для
развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Программа полностью отвечает социальному заказу по подготовке
квалифицированных кадров в области инженерии и соответствует
современным направлениям научно-технологического развития Российской
Федерации.
В настоящее время особое место в образовании отводится практической
и исследовательской деятельности учащихся. В школьных курсах
«Окружающий мир» и «География» количества часов на проведение
интересных практических занятий недостаточно. Интерес школьников к
одним из самых интересных и необходимых предметов теряется.
В процессе обучения по программе «Познавательный ГЕО» у детей
создаются условия для формирования и развития интереса к окружающему
миру, географии и смежным наукам; умения самостоятельно приобретать и
применять полученные знания; проявлению творческого подхода к
выполнению самостоятельных, исследовательских и проектных работ;
занятий моделированием, техническим творчеством.
Занимаясь по данной программе, обучающиеся получат знания и
умения, которые позволят им понять основы устройства окружающего мира,
продемонстрировать доступность широкого спектра инструментов для его
исследования.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «Познавательный ГЕО» является то, что более 70% занятий
проходят в виде практических занятий, экспериментов и опытов, решения
кейсов,
а
также
существует
возможность
организации
4

образовательного процесса, исходя из интересов и способностей
обучающихся, что возможно благодаря модульному, разновозрастному,
разноуровневому принципу представления содержания и построения
учебных планов.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познавательный ГЕО» предназначена для детей в возрасте 9–11 лет,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
технической направленности. Формы занятий групповые. Количество
обучающихся в группе – 12 человек. Состав групп постоянный.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 1 раз в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 70 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Формы занятий: программой предусмотрены групповые формы
занятий.
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий (в зависимости от целей занятия и его темы): вводное занятие;
ознакомительное занятие; тематическое занятие; лекция; семинар; модульное
обучение; метод кейс-стадии; коучинг (наставничество); ролевые игры;
деловая игра; действие по образцу; работа в парах; метод рефлексии; метод
«Лидер-ведомый;
обмен
опытом;
мозговой
штурм;
консалтинг
(консультирование); метод проектов; комбинированное занятие; итоговое
занятие.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
разноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квантума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
5

познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность; – критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения; – умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Формы подведения итогов реализации программы:
На стартовом уровне программы итогом реализации программы могут
быть: беседа, соревнование, мастер-класс, выставка, технический зачет,
защита проекта, учебно-исследовательская конференция, презентация,
практическое занятие.
Цель: формирование у обучающихся компетенций по познавательноисследовательской и изобретательской деятельности в рамках предметной
области «Геоинформатика» и навыков командного взаимодействия.
Задачи:
Обучающие:
1.
Формирование умения у обучающихся работы с источниками
географической информации.
2.
Формирование навыка исследовательской деятельности при
решении проблемных вопросов географии.
3.
Воспитание географической культуры у обучающихся.
4.
Дать первоначальные знания в сфере геопространственных
технологий, систем позиционирования и картографирования;
5.
Научить создавать тематические карты;
6.
Сформировать общенаучные и технологические навыки работы с
пространственными данными;
7.
Формирование технической грамотности и навыков владения
технической терминологией;
8.
Формирование
навыков,
необходимых
для
проектной
деятельности.
9.
Развивать умения пользоваться приборами для проведения опытов
и наблюдений, простейших исследований, выполнять практические работы.
6

10.
Научить использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
11.
Сформировать базовые навыки 3D моделирования.
Развивающие:
1.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность;
2.
Развивать психофизиологические качества у обучающихся:
память, внимание, способность логически мыслить, анализировать ситуацию
и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
3.
Развивать у обучающихся инженерное мышление, навыки
конструирования, программирования;
4.
Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и
изобретательность, креативное мышление и пространственное воображение.
Воспитательные:
1.
Формировать творческое отношение к выполняемой работе;
2.
Воспитывать умение работать в команде, эффективно
распределять обязанности;
3.
Повышение мотивации обучающихся к изобретательству и
созданию собственных продуктов;
4.
Повышение интереса к техническим профессиям;
5.
Формирование у учащихся стремления к получению качественно
выполненного законченного результата (проекта).
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
знать/понимать:
•
Вклад Великих учёных в развитие науки;
•
Основные особенности формы, размеров, характера вращений
Земли, её строение;
•
Географическое положение и особенности природы Урала;
•
Приёмы работы с источниками географической информации;
•
Географическая терминология;
•
Читать и анализировать различные источники географической
информации, в том числе географическую карту;
•
Погода и её особенности. Приборы для изучения и
прогнозирования погоды.
•
Основы объёмного моделирования.
уметь:
•
Проводить измерения, с использованием различных приёмов и
приборов;
•
Проводить исследование на основе накопленных фактов;
•
Ориентироваться на местности, используя компас, природные
ориентиры, географические и интерактивные карты и т.д.
•
Составлять прогноз погоды (метод наблюдения, работа с
приборами измерения погодных условий).
7

•
Создавать объекты в объёмном моделировании.
•
Создавать электронные карты.
Личностные результаты:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать
техническую литературу для поиска сложных решений; навыки ведения
проекта, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта,
выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных
условий; развитие критического мышления; проявление технического
мышления, познавательной деятельности, творческой инициативы,
самостоятельности; способность творчески решать технические задачи;
готовность и способность применения теоретических знаний по физике,
информатике для решения задач в реальном мире; способность правильно
организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить
перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять
надежность и достоверность источника; умение самостоятельно планировать
способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути
достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные
способы решения познавательных задач; умение поддерживать беседу,
выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
умение осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и
осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности;
умение организовывать совместную познавательную деятельность,
сотрудничать; умение проявлять толерантность, терпимость, уметь решать
конфликты; умение выслушивать другие мнения, а также формулировать,
отстаивать и аргументировать свое мнение.

8

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Практика

1. Географическое познание нашей планеты
1.
Вводное занятие. Знакомство с детьми,
инструктаж. Что такое география. Входной
мониторинг.
2.
Солнечная система, планеты.
3.
Строение земли и её особенности.
Теории происхождения земли.
4.
Материки.

Количество
часов

Теория

Название раздела, модуля, темы

Всего

№
п/п

12
2

3,5
1

8,5
1

2
4

0,5
1

1,5
3

2

0,5

1,5

0,5

1,5

3,5
1

8,5
1

Представление людей о земле с древности 2
до наших дней.
2. Планета земля и её картография
12
1.
Формы и размеры земли.
2
5.

2.

Глобус.

2

0,5

1,5

3.

Карты. Виды карт.

2

0,5

1,5

4.

Масштаб. Виды масштабов.

2

0,5

1,5

5.

Географические координаты.
Долгота и широта.

2

1

1

6.

Кейс «Земля».

2

0

2

3,5
1

8,5
1

3. Оболочки земли. Литосфера
12
1.
Происхождение горных пород и минералов. 2
Горные породы и минералы нашей
местности

Форма
контроля

Беседа

Опрос
Анализ
работы
Беседа,
Опрос
Опрос

Беседа,
Опрос
Беседа,
Опрос
Беседа,
Опрос
Беседа,
Опрос
Беседа,
Анализ
работы
Решение
кейса
Презентаци
я моделей

9

2.

Физические свойства
Твердость. Блеск.

минералов.

Цвет. 2

0,5

1,5

3.

Движения земной коры и вулканизм

2

0,5

1,5

4.

Горы суши. Равнины суши

2

0,5

1,5

5.

Рельеф нашей местности

2

0,5

1,5

2
12
4

0,5
2
1

1,5
10
3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

6.
Викторина «Литосфера»
4. Оболочки земли. Гидросфера
1.
Мировой океан и его части. Течения в
океане. Путешествие по морям и океанам
2.
Реки, озёра, болота и искусственные
водоемы нашей местности
3.
Карта гидросистемы нашего региона на
космических снимках

4.

Кейс «Способы очистки водоёмов»

2

0

2

5.

Игра «морской бой»

2

0

2

12
2

2,5
0,5

9,5
1,5

2

0,5

1,5

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

5. Оболочки земли. Атмосфера
1.
Суточный и годовой ход температуры.
Анализ графиков хода температур за месяц,
год
2.
Атмосферное давление. Ветер. Влажность.
Облачность. Осадки
3.
Погода во все времена года. Типы погоды.
4.
Приборы для наблюдения за погодой
5.

Атмосферные данные в ГИС

2

0,5

1,5

6.

Викторина «Атмосфера»

2

0

2

Пед.
Наблюдени
е,
Опрос
Беседа,
Опрос
Пед.
Наблюдени
е,
Опрос
Пед.
Наблюдени
е,
Опрос
Опрос
Беседа,
Опрос
Беседа,
Опрос
Пед.
Наблюдени
е,
Опрос
Решение
кейса
Пед.
Наблюдени
е
Опрос
Беседа,
Опрос
Опрос
Беседа,
Опрос
Беседа,
Анализ
работы
Опрос

10

6. Картографический и описательный методы
географии
1.
Стороны света. Ориентировка в
пространстве с помощью компаса.

12

3,5

8,5

2

0,5

1,5

2.

Виды географических карт. Описание и
использование географических карт.

2

0,5

1,5

3.

Современные геоинформационные
технологии (Яндекс-карты, google-карты)

2

0,5

1,5

4.

Кейс «Создание карты»

6

2

4

5.

Итого

72

18.5 53,5

Беседа,
Анализ
работы
Беседа,
анализ
работы
Беседа,
анализ
работы
Решение
кейса

11

2.2 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Географическое познание нашей планеты
1. Вводное занятие. Знакомство группы. Инструктаж по технике
безопасности в детском технопарке Кванториум. География – как наука,
понятие, задачи.
Теория: Знание правил техники безопасности при нахождении в технопарке,
работе с компьютерным оборудованием.
2. Солнечная система, планеты.
Теория: Версии зарождения Вселенной, планет и солнечной системы.
Практика: Знакомство с VR/AR оборудованием. Демонстрация объектов
космоса.
3. Строение Земли и её особенности.
Теория: Земля, её происхождение, история и строение.
Практика: Создание макета Земли и макета в разрезе.
4. Материки
Теория: Части света и материки.
Практика: Создание модели материка.
5. Представление людей о Земле с древности до наших дней.
Теория: Описаны представления людей о Земле в разные исторические
периоды.
Практика: Квиз «В мире древней истории».
2. Планета земля и её картография
1. Формы и размеры Земли.
Теория: Понятие о форме и размерах Земли.
Практика: Создание объёмных геометрических фигур (куб, конус, эллипсоид,
додекаэдр, тетраэдр.
2. Глобус.
Теория: Понятие, история создания глобуса, элементы глобуса.
Практика: Игра « Орёл или решка».
3. Карты. Виды карт.
Теория: Определение и классификация карт.
Практика: Работа с картами.
4. Масштаб. Виды масштабов.
Теория: Понятие и виды масштаба.
Практика: Решение задачи
5. Географические координаты. Долгота и широта.
Теория: Определение географические координаты.
Практика: Решение задачи «Найти географический объект на карте».
12

6. Кейс «Земля»
Практика: Создание 3D модели Земли.
3. Оболочки земли. Литосфера
1. Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и
минералы нашей местности.
Теория: Минералы, горные породы и их главные свойства. Главнейшие
породообразующие минералы.
Практика: Классифицировать горные породы и минералы по происхождению.
2. Физические свойства минералов. Цвет. Твердость. Блеск.
Теория: Метаморфические процессы. Морфологические типы минералов и
горных пород.
Практика: Работа с коллекциями минералов по определению их свойств.
3. Движения земной коры и вулканизм.
Теория: виды, процессы, результат.
Практика: Изучение осадочных горных пород.
4. Горы, суши.
Теория: Понятия рельеф, равнина, гора.
Практика: Создание макета гор.
5. Рельеф нашей местности.
Теория: Территориальное положение, горная система, происхождение
названия, археология. Природа и климат Урала. Природные ресурсы,
особенности климатических условий.
Практика: Построение рельефа местности.
6. Викторина «Литосфера».
4. Оболочки земли. Гидросфера
1. Мировой океан и его части. Течения в Океане. Путешествие по морям
и океанам.
Теория: Что такое гидросфера, особенности строения океанического
дня, история исследования океанического дна.
Практика: Квиз «Мировой океан».
2. Реки, озёра, болота и искусственные водоемы нашей местности.
Теория: Что такое водоёмы и какими они бывают; какую роль играют водоёмы
в природе и жизни человека. Почему нужно беречь водоёмы. Обозначения на
карте.
Практика: составить карту водоёмов города.
3. Карта гидросистемы нашего региона на космических снимках.
Теория: Дистанционное зондирование Земли из космоса. Виды спутников.
Практика: Работа с ресурсом Google Earth.
4. Кейс «Способы очистки водоёмов».
13

Практика: Решение кейса.
5. Игра «Морской бой».
5. Оболочки земли. Атмосфера
1. Суточный и годовой ход температуры. Анализ графиков хода
температур за месяц, год.
Теория: Что такое атмосфера, состав и слои атмосферы, как меняется годовой
ход температуры, амплитуда годового хода.
Практика: Составить график хода температуры.
2. Атмосферное давление. Ветер. Влажность. Облачность. Осадки.
Теория: Что такое погода, элементы погоды.
Практика: Дневник наблюдений за погодой.
3. Погода во все времена года. Типы погоды.
Теория: Типы погоды и их признаки.
Практика: Дневник наблюдений за погодой.
4. Приборы для наблюдения за погодой.
Теория: описание основных метеоприборов для прогноза погоды.
Практика: Дневник наблюдений за погодой.
5. Атмосферные данные в ГИС.
Теория: Прогнозирование погоды с помощью ГИС.
Практика: Работа с ресурсом Google Earth.
6. Викторина «Атмосфера».
Практика: Викторина.
6. Картографический и описательный методы географии
1. Стороны света. Ориентировка в пространстве с помощью компаса.
Теория: Стороны света. Компас и его использование. Ориентировка.
Практика: Применение компаса.
2. Виды географических карт. Описание и использование
географических карт.
Теория: Виды, описание и использование географических карт. Понятие
географическая карта. Виды географических карт и их назначение.
Практика: Изготовление топографических карт местности.
3. Современные геоинформационные технологии (Яндекс-карты,
Google-карты)
Теория: Современные геоинформационные технологии. Яндекс-карт,
Google-карты.
Практика: Создание карты в Яндекс.
4. Создание карты.

14

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год

Дата
начала
обучения
11
сентября

Дата
окончания
обучения
25 мая

Количество
учебных
недель
35

Количество
учебных
дней
35

Количество Режим
учебных
занятий
часов
70
1 занятие по
2 часа в
неделю

Каникулы:
2023-2024 уч.год:
23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин
для учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение;
− столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место
для педагога.
Оборудование:
− Ноутбук – 12 шт;
− Интерактивная доска;
− Планшет 1 шт.;
− Интерактивный глобус;
− Карта для детей Планета Земля;
− Физические карты материков;
− Карты Климатические пояса;
− Политические карты стран мира;
− Макет Земля;
− Макет Климатические пояса;
− Модель Строение Земли;
− Модель Вулкан;
− Модель Круговорот воды в природе;
− Лупа - стакан;
− Микроскоп;
− Коллекция минералов и горных пород;
15

− Коллекция поделочных камней;
− Коллекция Полезные ископаемые;
− Очки виртуальной реальности – 3 шт;
− 3D принтер;
− 3D ручки;
− Пластик для 3D устройств;
Расходные материалы:
− whiteboard маркеры;
− бумага писчая;
− шариковые ручки;
− permanent маркеры;
Информационное обеспечение:
В кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся
для оформления творческих проектов и для решения кейсов.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1
педагог с квалификацией «педагог дополнительного образования». Уровень
образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат /
специалитет / магистратура).
Методические материалы: карточки с описанием кейсов (заданий и
проектов), презентации нового материала, настольные игры для развития
логики и последовательного мышления, электронные игры для развития
навыков построения алгоритмов, готовые программные коды (в том числе с
пропущенными строчками для проверки знаний по отдельным темам), квизы
по пройденным темам, оценочные материалы.

16

3.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и/или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты групповых проектов.

17

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей";
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература для педагога:
1. Виноградова, Н. Ф. Моя страна – Россия / Н. Ф. Виноградова, Л. А.
Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду 6 пособие для педагогов
дошк.Учр.3-е изд.- Минск:ИВЦМинфина, 2007.
3. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М.: ДОСААФ, 1999.
4. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. программа и методические
рекомендации / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Дыбина, О. Б. Предметный мир как средство формирования
творчества детей. – М.: Педагогическое общество Росси, 2002
6. Дыбина, О. Б. Что было до…. Игры-путешествия в прошлое
предметов. – М.: Сфера, 1999.
7. Кломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском
саду / Н. В. Кломина. – М.: Сфера, 2005.
8. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в
детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. –
М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
9. Мулько, И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и
культуре / И. Ф. Мулько. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
10. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом
воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками
разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.:
Росмэн, 2004.
Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич.
– М. : Просвещение, 2003.
Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А.
Шорыгина. – М., 2000.
Интернет-ресурсы:
Науменко О. М. Творчествоведение на современном этапе
[Электронный
ресурс].
URL:
http://atnu.narod.ru/tvorit.html.
Ревягин Л. Н. Проблемы развития черт творческой личности
и некоторые рекомендации их решения [Электронный ресурс]. URL:
http://ou.tsu.ru/school/konf16/11.html
Трифонова
Е.
А.
«Перворобот
EV3»
/
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
технической
направленности [Электронный ресурс]. URL: https://docs.pfdo.ru/uploads/
programs/88Q7rT34PRVrWrGWs1rI_thHgYNp43Mo.pdf
19

Приложение 3
Диагностическая карта
Показатели

Коммуникации
(1-3 б)

Критическое
мышление
(1-3 б)

Оцениваемые
параметры

- умение общаться
и строить
отношения в
группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления

- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать
собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.

Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(0-39 бал)
(40-70 б)
(71-87 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт

-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку

-общается с
одногруппниками и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения только
с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией

-активно общается
со
всеми
участниками
образовательного
процесса
-в доступной
форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно
выступает
перед аудиторией

- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью педагога

- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить

Методы
диагностики

Набранный
балл

Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

20

Креативное
мышление
(1-3 б)

Работа в
команде
(1-3 б.)

Творческая
активность
(1-3 б)

- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня

- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи

- не ярко выражены
творческие
способности
- генерирует идеи не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно

- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка

- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно

- участвует в
командной
(групповой) работе,
но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников группы

- принимает
активное
участие в
командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и
понимает
ответственность за
общий результат

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка

- не принимает
участие

- принимает участие
с
помощью педагога
или
родителей

- проявляет интерес
и
активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу

Наблюдение
Портфолио
Выполнение работы
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

Диагностичес
кая карта

21



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.