Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей
программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения
3
8
8
10
14
14
14
16
17
19
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательный ГЕО» имеет естественнонаучную направленность и
ориентирована на получение теоретических знаний, практических умений и
навыков в окружающем мире и географии, а также формирование базовых
(стартовых) знаний в науке геоинформатика.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период
до
2025
года.
(распоряжение
Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
3
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность программы обусловлена современным этапом развития
общества, характеризующимся ускоренными темпами освоения техники и
технологий, потребностью общества в технически грамотных специалистах в
области инженерии, а также необходимостью повышения мотивации к выбору
инженерных профессий и созданию системы непрерывной подготовки
будущих
квалифицированных
инженерных
кадров,
обладающих
академическими знаниями и профессиональными компетенциями для
развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Программа полностью отвечает социальному заказу по подготовке
квалифицированных кадров в области инженерии и соответствует
современным направлениям научно-технологического развития Российской
Федерации.
В настоящее время особое место в образовании отводится практической
и исследовательской деятельности учащихся. Программа построена с учетом
интересов и потребностей детей к окружающему миру, географии и смежным
наукам и профессиям: астрономии, физике, географии, геологии, краеведения,
а также умению самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
проявлению творческого подхода к выполнению самостоятельных,
исследовательских и проектных работ; занятий моделированием, техническим
творчеством.
Занимаясь по данной программе, обучающиеся получат знания и
умения, которые позволят им понять основы устройства окружающего мира,
продемонстрировать доступность широкого спектра инструментов для его
исследования и познакомятся с интересными и нужными профессиями.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «Занимательный ГЕО» является то, что более 70% занятий
проходят в виде практических занятий, экспериментов и опытов, решения
кейсов. Образовательный процесс построен исходя из интересов и
способностей обучающихся, что возможно благодаря разновозрастному,
разноуровневому принципу представления содержания и построения
учебного плана.
4
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательный ГЕО» предназначена для детей в возрасте от 8 до 11 лет,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
естественнонаучной и технической направленности. Формы занятий
групповые. Группы формируются по возрасту: 8–11 лет. Количество
обучающихся в группе – 12 человек. Состав групп постоянный.
Содержание программы учитывает возрастные и психологические
особенности детей от 8 до 11 лет.
Дети от 8 до 11 лет, понимаются нами, как младший школьный возраст.
Они отличаются подвижностью, любознательностью, конкретностью
мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем
неумением долго концертировать свое внимание на чем-либо. Ребят также
увлекает совместная групповая деятельность и игры. Дети этого возраста
дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать вместе со всеми в играх.
Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные
неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 2 раз в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Формы занятий: программой предусмотрены групповые формы
занятий.
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий (в зависимости от целей занятия и его темы): вводное занятие;
ознакомительное занятие; тематическое занятие; лекция; семинар; модульное
обучение; метод кейс-стадии; коучинг (наставничество); ролевые игры;
деловая игра; действие по образцу; работа в парах; метод рефлексии; метод
«Лидер-ведомый;
обмен
опытом;
мозговой
штурм;
консалтинг
(консультирование); метод проектов; комбинированное занятие; итоговое
занятие.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
5
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квантума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность; – критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения; – умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Формы подведения итогов реализации программы:
На стартовом уровне программы итогом реализации программы могут
быть: беседа, соревнование, мастер-класс, выставка, технический зачет,
защита проекта, учебно-исследовательская конференция, презентация,
практическое занятие.
Цель: Научить детей работать с источниками географической
информации через познавательно-исследовательскую и изобретательскую
деятельность используя современные приборы и оборудование.
Задачи:
1.
Формирование у обучающихся умения работы с источниками
географической информации.
2.
Формирование навыка исследовательской деятельности при
решении проблемных вопросов окружающего мира и географии.
3.
Воспитание географической культуры у обучающихся.
4.
Дать первоначальные знания в сфере геопространственных
технологий, систем позиционирования и картографирования;
5.
Научить создавать тематические карты;
6
6.
Сформировать общенаучные и технологические навыки работы с
пространственными данными;
7.
Формирование технической грамотности и навыков владения
технической терминологией;
8.
Формирование
навыков
необходимых
для
проектной
деятельности.
9.
Развивать умения пользоваться приборами для проведения опытов
и наблюдений, простейших исследований, выполнять практические работы.
10.
Научить использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
11.
Сформировать базовые навыки 3D моделирования.
Ожидаемые результаты:
Гибкие навыки:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное
распределение задач и др.;
умение ориентироваться в информационном пространстве,
продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных
решений;
навыки ведения проекта, проявление компетенции в вопросах,
связанных с темой проекта, выбор наиболее эффективных решений задач в
зависимости от конкретных условий;
развитие критического мышления;
проявление
технического
мышления,
познавательной
деятельности, творческой инициативы, самостоятельности;
умение самостоятельно планировать способы достижения
поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата,
умение искать альтернативные нестандартные способы решения
познавательных задач;
умение выслушивать другие мнения, а также формулировать,
отстаивать и аргументировать свое мнение.
Жесткие навыки:
1.
Уметь проводить измерения, с использованием различных
приёмов и приборов, проводить исследование на основе накопленных фактов;
2.
Ориентироваться на местности, используя компас, природные
ориентиры, географические и интерактивные карты и т.д.
3.
Составлять прогноз погоды (метод наблюдения, работа с
приборами измерения погодных условий).
4.
Создавать объекты в объёмном моделировании.
5.
Читать и анализировать различные источники географической
информации, в том числе географическую карту;
6.
Знать географическую терминологию и приёмы работы с
источниками географической информации.
7
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7.
8
9.
Спутники и роботы в космосе
Космические путешествия
Проектная деятельность
Раздел 2. Записки юного географа
1.
Как появилась планета Земля.
2.
Строение Земли и её особенности
(Каменная книга)
3.
Стороны света. Как описать Землю
Практика
Раздел 1. Записки юного астронома
1.
Знакомство с детьми, инструктаж,
знакомство
с
оборудованием
Кванториума.
2.
Солнце, Луна, Звезды
3.
Почему звезды разные?
4.
Планеты солнечной системы
5.
Кометы, метеоры и метеориты
6.
Дорога в космос
Количество
часов
Теория
Название раздела, модуля, темы
Всего
№
.п/.п
28
2
9
1
19
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
12
1
1
1
1
1
11
38
2
2
14
1
1
24
1
1
2
1
1
Форма
контроля
Беседа
Беседа
Наблюдение
Выставка
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Беседа
Анализ работ
Презентация
работ
Беседа
Анализ работ
4.
5.
Карта и глобус, зачем они нужны?
Семь поясов
2
2
1
1
1
1
6.
2
1
1
2
1
1
Анализ работ
8.
Путешествие по материкам и частям
света.
Леса Экваториального пояса (Жизнь на
Экваторе)
Леса тропического пояса
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Выставка
2
1
1
9.
10.
Леса умеренного пояса
У полюсов Земли
2
2
1
1
1
1
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Выставка
7.
8
11.
Планета Вода
2
1
1
12.
13.
Приключение водных капель
Какая будет погода
2
2
1
1
1
1
14.
Проектная деятельность
12
1
11
Раздел 3. Записки юного археолога
1.
Первые страницы жизни
2.
В мире великанов
28
2
2
9
1
1
19
1
1
3.
4.
5.
6.
Гибель из космоса
Эра теплокровных
Ледник идет
Мохнатые родственники
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
7.
8.
Изобретение палки-копалки
Следы древних охотников
2
2
1
1
1
1
9.
Проектная деятельность
12
1
11
46
4
2
4
4
11
1
1
1
1
35
3
1
3
3
Раздел 4. Записки юного краеведа
1.
География Урала.
2.
Природа и климат Урала.
3.
Животный и растительный мир Урала.
4
Население и города Урала.
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Беседа
Выставка
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
5.
6.
7.
8.
Промышленность.
Достопримечательности.
Топонимы Урала.
Наш город Краснотурьинск.
2
4
4
2
1
1
1
1
1
3
3
1
9.
История
Краснотурьинска
и его
население.
Достопримечательности
Краснотурьинска.
Проектная деятельность. Модель города
в игре Майнкрафт.
4
1
3
Беседа
Анализ работ
Выставка
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Выставка
Анализ работ
Презентация
работ
Выставка
4
1
3
Выставка
12
1
11
Презентация
работ
140
43
97
10.
11.
ИТОГО
9
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Записки юного астронома
1. Знакомство группы. Инструктаж по технике безопасности в детском
технопарке Кванториум.
Теория: Знание правил техники безопасности при нахождении в технопарке,
при работе с компьютерным оборудованием.
2. Солнце, Луна, Звезды. Солнечная система, планеты, космические
корабли.
Теория: Версии зарождения Вселенной, планет и солнечной системы.
Практика: Знакомство с оборудованием. Демонстрация объектов космоса.
3. Почему звезды разные?
Теория: Звезды, их происхождение, история и строение.
Практика: Создание макета Земли.
4. Планеты солнечной системы.
Теория: Планеты солнечной системы.
Практика: Создание макета солнечной системы
5. Астероиды, кометы, метеоры и метеориты
Теория: Отличительные особенности астероидов, комет, метеоров и
метеоритов. Знакомство с их самыми значимыми представителями.
Практика: Викторина
6. Дорога в космос
Теория: Искусственные спутники Земли, запуск животных и человека на
орбиту
Практика: Мастерим ракету
7. Спутники и роботы в космосе
Теория: Луноходы и марсоходы
Практика: Мастерим марсоход из бросового материала
8. Космические путешествия
Теория: Путешествия к другим планетам и Звездам
Практика: Астрономический квест
9. Проектная деятельность. Строим Вселенную в Майнкрафте.
Раздел 2. Записки юного географа
1. Как появилась планета Земля.
Теория: Эволюция Земли
Практика: создание модели Земли
2. Строение Земли и её особенности (Каменная книга)
Теория: Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие
форм рельефа на Земле.
Практика: Изучаем рельеф своей местности. Минералогия.
3. Стороны света. Как описать Землю
Теория: Стороны света. Ориентирование на местности
Практика: Ориентирование по компасу, карте.
4. Карта и глобус, зачем они нужны?
10
Теория: Основные источники географической информации: глобус,
справочники, географические карты.
Практика: Карта – величайшее творение человечества. Имена на карте мира.
5. Семь поясов
Теория: Характеристика поясов Земли
Практика: Создаем макет поясов Земли.
6. Путешествие по материкам и частям света.
Теория: Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка,
Антарктида и Австралия.
Практика: Составления визитных карточек материков. Построение профиля
каждого материка
7. Леса – легкие планеты
Теория: Леса Экваториального пояса (Жизнь на Экваторе), леса тропического
пояса, леса умеренного пояса
8. У полюсов Земли
Теория: Полюса Земли, почему так называются?
Практика: Строим макет полюсов Земли.
9. Планета Вода
Теория: Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Растительный и животный
мир океанов и морей.
Практика: Океаны Земли: особенности рельефа и природы. Тайны Мирового
океана.
10. Приключение водных капель
Теория: Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
Практика: В мире падающей воды. Строим водопад.
11. Какая будет погода
Теория: Что такое погода. Народные приметы о погоде. Как определяли
погоду в древности.
Практика: Создание приборов измерения, анализа и прогноза погодных
условий.
12. Проектная деятельность: строим планету Земля в Майнкрафте.
Раздел 3. Записки юного археолога
1.Первые страницы жизни
Теория: Как зарождалась жизнь на Земле.
Практика: Создаем слайды о первых страницах жизни на земле
2.В мире великанов
Теория: Эра динозавров
Практика: Динозавры и их ближайшие родственники.
3.Гибель из космоса
Теория: Почему вымерли динозавры.
Практика: Строим гипотезы, изучаем, анализируем.
4.Эра теплокровных
Теория: Какие животные являются теплокровными.
Практика: Изучаем, анализируем как появились и как изменялись.
11
5.Ледник идет
Теория: Ледниковый период. Откуда пришел ледник, с Севера или с Востока.
Практика: Составления визитной карточки ледника.
6.Мохнатые родственники
Теория: Почему вымерли мамонты?
Практика: Изучаем находки мамонтов и динозавров.
7.Изобретение палки-копалки
Теория: Первые орудия, которые использовал человек.
Практика: Виды палок-копалок.
8.Следы древних охотников
Теория: Древнейшие люди. Охота и собирательство.
Практика: Составление карты расселения первых людей.
9.Проектная деятельность
Практика: строим первобытную деревню в Майнкрафте.
Раздел 4. Записки юного краеведа
1. География Урала.
Теория: Территориальное положение, горная система, происхождение
названия, археология. Животный и растительный мир Урала. Фауна и флора.
Практика: Работа с картами, интерактивным глобусом.
2. Природа и климат Урала.
Теория: Природа и климат Урала. Природные ресурсы, особенности
климатических условий.
Практика: Работа с картами, интерактивным глобусом.
3. Животный и растительный мир Урала.
Теория: Животный и растительный мир Урала. Фауна и флора.
Практика: Работа с картами, интерактивным глобусом.
4 Население и города Урала.
Теория: Численность населения, национальный состав, религии, город и село,
крупные города края.
Практика: Работа с картами.
4. Промышленность.
Теория: Промышленные отрасли и крупные предприятия.
Практика: Работа с картами.
5. Достопримечательности.
Теория:
Достопримечательности
Урала.
Природные
заповедники,
национальные парки, памятники истории и культуры.
Практика: Работа с картами
6. Топонимы Урала.
Теория: Происхождение названий географических названий Урала.
Практика: Викторина географических названий Урала.
7. Наш город Краснотурьинск.
12
Теория: Наш город Краснотурьинск, коренное население, приход русского
населения, происхождение названия города. Промышленность, экология,
культура, спорт.
Практика: Изучаем окрестности Краснотурьинска.
8. История Краснотурьинска и его население.
Теория: История Краснотурьинска и его население.
Практика:
10. Достопримечательности Краснотурьинска.
Практика: Проведение квиз-игры на знание пройденной темы.
11.Проектная деятельность. Модель города в игре Майнкрафт.
13
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год
Дата
начала
обучения
11
сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
70
Количество
учебных
дней
70
Количество Режим
учебных
занятий
часов
140
2 занятие по
2 часа в
неделю
Каникулы:
2023-2024 уч.год:
23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение;
− столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для
педагога.
Оборудование:
− ноутбук – 12 шт;
− интерактивный комплекс «Играй и развивайся»; − интерактивный
глобус;
− Карта для детей Планета Земля; Физические карты материков; Карты
Климатические пояса; Политические карты стран мира;
− Наборы фигурок Животные; Наборы фигурок Человеческие расы;
− Макет Земля; Макет Климатические пояса;
− Модель Строение Земли; Модель Вулкан; Модель Круговорот воды в
природе;
− Лупа - стакан;
− Микроскоп;
− Коллекция минералов и горных пород; Коллекция поделочных
камней; Коллекция Полезные ископаемые; Коллекция Почва и ее состав;
− Конструктор «Нефтяная вышка»;
− 3D принтер;
− 3D ручки (15 штук);
− Пластик для 3D устройств;
Расходные материалы:
− whiteboard маркеры;
− бумага писчая;
14
− шариковые ручки;
− permanent маркеры;
Информационное обеспечение:
В кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся
для оформления творческих проектов и для решения кейсов.
15
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и /или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.
16
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
17
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методические пособия для педагогов:
1. Виноградова, Н. Ф. Моя страна – Россия / Н. Ф. Виноградова, Л. А.
Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
2. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М.: ДОСААФ, 1999.
3. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. программа и
методические рекомендации / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Дыбина, О. Б. Что было до…. Игры-путешествия в прошлое
предметов. – М.: Сфера, 1999.
5. Мулько, И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и
культуре / И. Ф. Мулько. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
6. Трофимова Н. М. Возрастная психология: учебное пособие для
вузов. – С-Пб.: Питер, 2005. – 240 с.
7. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. –
М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1. Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.:
Росмэн, 2004.
2. Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н.
Дедулевич. – М. : Просвещение, 2003.
3. Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А.
Шорыгина. – М., 2000.
Интернет-ресурсы:
1.Науменко О. М. Творчествоведение на современном этапе
[Электронный ресурс]. URL: http://atnu.narod.ru/tvorit.html.
2.Ревягин Л. Н. Проблемы развития черт творческой личности
и некоторые рекомендации их решения [Электронный ресурс]. URL:
http://ou.tsu.ru/school/konf16/11.html
3.Трифонова Е. А. «Перворобот EV3» / Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
технической
направленности [Электронный ресурс]. URL: https://docs.pfdo.ru/uploads/
programs/88Q7rT34PRVrWrGWs1rI_thHgYNp43Mo.pdf
18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Оцениваемые
параметры
- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления
- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт
-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку
-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью
педагога
-активно общается
со
всеми участниками
образовательного
процесса
-в доступной форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно выступает
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить
Методы
диагностики
Набранный
балл
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Диагностичес
Домашнее задание
кая карта
Взаимооценка
19
Креативное
мышление
(1-3 б)
Работа в
команде
(1-3 б.)
Творческая
активность
(1-3 б)
- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
- не принимает
участие
- не ярко
выражены
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы
- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей
- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей, отличающихся
своей
нестандартностью
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка
- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
- проявляет интерес
и активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
Диагностичес
кая карта
20
выставках
различного уровня
21