1
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
3
8
8
10
11
11
11
16
4. Список литературы
5. Приложения
12
15
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Технический английский. Уровень 1» имеет техническую направленность и
ориентирована на освоение технической терминологии на английском языке.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
3
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность программы обусловлена современным этапом развития
общества, характеризующимся ускоренными темпами освоения техники и
технологий, потребностью общества в технически грамотных специалистах в
области инженерии, а также необходимостью повышения мотивации к выбору
инженерных профессий и созданию системы непрерывной подготовки
будущих
квалифицированных
инженерных
кадров,
обладающих
академическими знаниями и профессиональными компетенциями для
развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Программа полностью отвечает социальному заказу по подготовке
квалифицированных кадров в области инженерии и соответствует
современным направлениям научно-технологического развития Российской
Федерации.
Данная
программа
представляет
собой
совокупность
междисциплинарных и игровых занятий, интегрирующих в себе науку,
технологию, инженерное дело, конструирование, программирование,
техническое творчество и основанных на активном обучении детей. Всё это
способствует формированию у обучающихся целостного представления о
мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в
окружающем мире, знакомит с актуальными тенденциями развития в
области науки и техники, с перспективными сферами российской науки и
инженерии. Кроме того, реализация данного направления помогает
развитию коммуникативных навыков у обучающихся за счёт активного
взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Отличительной особенностью программы «Технический английский.
Уровень 1» является возможность к установлению и развитию
межпредметных связей. Учащиеся на практике понимают, как знания,
приобретаемые в одной области, способствуют получению знаний в других
областях. Данная программа способствует поддержанию высокой мотивации
у учащихся, расширению кругозора, обогащению словарного запаса
(синонимы, антонимы, термины, сокращения), совершенствованию навыков
грамматического анализа сложных предложений и конструкций, которыми
изобилуют научно-технические тексты, помогает ученику воспитать и развить
в себе культуру производства, уточнить и осмыслить терминологию,
4
активизировать переводческую практику, дает возможность поработать в
новой информационной среде, что играет важную роль в профориентации и
повышении конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Технический английский. Уровень 1» предназначена для детей и подростков
в возрасте 11-13 лет, не имеющих ограниченных возможностей здоровья,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
технической направленности.
Группы формируются по возрасту: 11-13 лет.
Формы
занятий - групповые. Количество обучающихся в группе – 10-15 человек.
Состав групп постоянный.
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Длительность
одного
занятия
составляет
2
академических часа, периодичность занятий – 1 раза в неделю.
Срок освоения общеразвивающей программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 70 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Виды занятий общеразвивающей программы (в зависимости от целей
занятия и его темы):
вводное занятие; ознакомительное занятие; тематическое занятие;
лекция; семинар; модульное обучение; метод кейс-стадии; коучинг
(наставничество); ролевые игры; деловая игра; действие по образцу; работа в
парах; метод рефлексии; метод «Лидер-ведомый; обмен опытом; мозговой
штурм; консалтинг (консультирование); метод проектов; комбинированное
занятие; итоговое занятие. По типу организации взаимодействия педагога с
обучающимися при реализации программы используются личностноориентированные технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
стартового уровня).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квантума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
5
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность;
– критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения;
– умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих представлений
о мире технике, устройстве конструкций, механизмов, изучении основных
комплексов базовых технологий, применяемых при создании современных
инженерных разработок и систем, и формирует положительную мотивацию к
техническому творчеству.
Цель: Развитие иноязычных коммуникативных навыков посредством
погружения в среду технического английского языка, овладение новыми
языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения,
отобранными для технической направленности.
Задачи:
Образовательные:
-повысить уровень знаний в области английского языка у обучающихся;
-сформировать стойкий интерес к изучению английского языка;
-сформировать умение общаться на английском;
-приобщение к использованию английского языка при работе с
техническими текстами.
Развивающие:
-формировать творческую инициативу;
-развивать личностные компетенции, такие как: память, внимание,
способность логически мыслить и анализировать, концентрировать внимание
на главном.
Воспитательные:
-воспитывать дисциплинированность, ответственность,
самоорганизацию;
-воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
Предметные результаты:
знать/понимать:
-приемы работы с техническим текстом с опорой на умения,
приобретенные на уроках (прогнозирование содержания текста по заголовку,
иллюстрациям и др.);
6
-приемы раскрытия значения слова, в том числе с помощью
словообразовательных элементов, синонимов, антонимов, дефиниций,
контекста;
-общеречевые коммуникативные требования: как начинать и завершать
разговор, используя речевые клише, как поддерживать беседу, задавая
вопросы и переспрашивая.
уметь:
-пользоваться поурочным и тематическим техническим словарем,
компьютерным словарем;
-использовать языковую догадку, например, при распознавании
значения слов в контексте при чтении;
-распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке,
например, артикли;
-использовать знания о грамматической структуре языка для построения
высказывания.
Личностные результаты:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать
техническую литературу для поиска сложных решений; развитие
критического
мышления;
проявление
технического
мышления,
познавательной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности;
способность
творчески
решать
технические
задачи;
правильно
организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и
ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять
надежность и достоверность источника; умение самостоятельно планировать
способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути
достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные
способы решения познавательных задач; умение поддерживать беседу,
выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
умение осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и
осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности;
умение организовывать совместную познавательную деятельность,
сотрудничать; умение проявлять толерантность, терпимость, уметь решать
конфликты; умение выслушивать другие мнения, а также формулировать,
отстаивать и аргументировать свое мнение.
7
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Практика
Раздел 1. English grammar
1
Знакомство с детьми, инструктаж,
знакомство с оборудованием
«Кванториума»
2
Глагол to be и to have
Количество
часов
Теория
Название раздела, модуля, темы
Всего
№
п/п
24
2
5,5
1
18,5
1
2
0,5
1,5
3
Определение, классификация и род
существительное
2
0,5
1,5
4
Определение, строение, вид и степени
сравнения прилагательных.
Артикли the, a (an)
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Числительные количественные и
порядковые дроби
2
0,5
1,5
Проектная деятельность
12
2
10
5
6
Раздел 2. Phonetics
7
8
9
10
Форма
контроля
Устный
опрос,
теория
Устный
опрос,
теория
Наблюдение
Беседа,
практическое
задание
Беседа,
практическое
задание
Написание и
защита
проекта
24
Особенности английского произношения
по теме «Мой портрет»
Американский английский на примере
идиом и известных высказываний
Звуки английского языка (гласные,
согласные)
2
0,5
1,5
Теория
2
0,5
1,5
Теория
2
0,5
1,5
Ударение, интонация в словах и
предложениях
6
1,5
4,5
Беседа,
практическое
задание
Беседа,
практическое
задание
8
Проектная деятельность
Раздел 3. Vocabulary
12
2
10
Написание и
защита
проекта
24
11
Особенности лексики по теме «Моя
семья»
4
1
3
Устный
опрос
12
Словообразование на тему «Мой дом –
моя крепость»
2
0,5
1,5
13
Употребление глаголов,
4
существительных, прилагательных в теме
«День рождения»
Английская лексика по различным
2
темам: школа, друзья, животные
Проектная деятельность
12
1
3
Беседа,
практическое
задание
Устный
опрос
0,5
1,5
Беседа
2
10
Написание и
защита
проекта
ИТОГО
16,5 55,5
14
72
9
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. «English grammar»
Теория. Глаголы, существительные, прилагательные, артикли,
числительные.
Практика. Изучение глаголов английского языка, их классификация,
правильные и неправильные глаголы. Составление таблицы неправильных
глаголов, сравнение глаголов to be и to have.
Рассмотрим определение, классификация и род существительных.
Также изучим множественное число и падеж существительных, а также их
функции в предложении.
Изучение прилагательных в английском языке: определение, строение,
вид и степени сравнения прилагательных.
Рассмотрим и изучим на практике артикли the, a, an, их определение,
происхождение и значение в предложении.
Раздел 2. «Phonetics»
Теория. Особенности английского произношения, американский
английский, звуки английского языка, ударение, интонация.
Практика. Чтение текста, перевод и т.д., пополнение словарного запаса
Изучение особенностей английского и американского произношения.
Рассмотрим английские звуки, ударение и интонацию в английских словах на
таких темах, как: «Мой портрет», идиомы и известные высказывания.
Раздел 3. «Vocabulary»
Теория. Особенности английской лексики, словообразование,
употребление глаголов, существительных, прилагательных, английская
лексика.
Практика. Изучим особенности английской лексики, словообразования,
а также правильное употребление глаголов, существительных и
прилагательных в таких темах, как: «Моя семья», «Мой дом – моя крепость»,
«День рождения», школа, друзья, животные.
10
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
11
сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
35
Количество
учебных
дней
35
Количество Режим
учебных
занятий
часов
70
1
занятие
по 2 часа
в неделю
Каникулы:
2023-2024 уч. год:
23.12.2023 - 07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин
для учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение;
− столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место
для педагога.
Оборудование:
-словари (15 шт.) ;
-интерактивная доска (1 шт.) ;
-проектор (1 шт.)
- стационарный компьютер (15 шт.);
- монитор (15 шт.);
- клавиатура (15 шт.);
- компьютерная мышь (15 шт.).
Расходные материалы:
− whiteboard маркеры;
− бумага писчая;
− шариковые ручки;
− permanent маркеры;
Информационное обеспечение:
В кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся
для оформления творческих проектов.
11
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и /или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.
12
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература для педагога:
1.Алатская, Е. Н. Обучение чтению научно-популярной литературы на
английском языке. // Английский язык. Все для учителя! – 2018. – № 9. – С.
29–34.
2. Добромыслова, Т. П. Чтение иноязычных научно-популярных текстов
как поисково-просмотровое смысловое чтение в контексте профориентации
обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –
2018. – № 1. – С. 41–46.
3. Примерная программа начального общего образования по
иностранному языку (английский язык) ч.2. М.: Просвещение, 2019, 4-е
издание, с. 127-193.
4. Смекаев В.П. Учебник технического перевода» – 2016.
5. УМК “Enjoy English” для 2-4 классов (вторая редакция) Биболетова
М.З., Трубанева Н.Н., Обнинск: «Титул», 2021.
Литература для обучающихся и их родителей:
1. Голицына Н.Ю. Английский язык. Идиомы. – 2019.
2. Наумова Е.А. Cool grammar, Английская грамматика 1-4 класс, – 2021.
3. Рубцова М. Г. Чтение и перевод английской научной и технической
литературы. Лексико-грамматический справочник» – 2006.
4. Попов С. А. Технический перевод и деловая коммуникация на
английском языке. Учебное пособие. – 2006.
5. Русско-английский научно- технический словарь переводчика».
Под.ред. Циммерман М.Д., Веденеева К.В., Изд-во: Наука, Москва, – 2000.
Интернет-ресурсы:
1.Английский язык онлайн – Native English : [сайт].– URL:
https://www.nativeenglish.ru (дата обращения: 24.09.2019). – Текст :
электронный.
2.Записки репетитора : авторский блог о преподавании английского. –
URL: https://4languagetutors.ru/ (дата обращения: 24.09.2019). – Текст :
электронный.
14
Приложение 1
Диагностическая карта
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Оцениваемые
параметры
- умение общаться
и строить
отношения в
группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления
- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать
собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(0-39 бал)
(40-70 б)
(71-87 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт
-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку
-общается с
одногруппниками и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией
-активно общается
со
всеми
участниками
образовательного
процесса
-в доступной
форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно
выступает
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью педагога
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить
Методы
диагностики
Набранный
балл
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
15
Креативное
мышление
(1-3 б)
Работа в
команде
(1-3 б.)
Творческая
активность
(1-3 б)
- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий
результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня
- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- не ярко выражены
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
- участвует в
командной
(групповой) работе,
но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников группы
- принимает
активное
участие в
командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и
понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
- не принимает
участие
- принимает участие
с
помощью педагога
или
родителей
- проявляет интерес
и
активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение работы
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
Диагностичес
кая карта
16