Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
3
8
8
8
16
16
16
17
4. Список литературы
5. Приложения
18
20
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Немецкий язык для начинающих» имеет техническую направленность и
ориентирована на развитие и установление коммуникативных навыков на
немецком языке.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
3
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность программы обусловлена современным этапом развития
общества, характеризующимся ускоренными темпами освоения техники и
технологий, потребностью общества в технически грамотных специалистах в
области инженерии, а также необходимостью повышения мотивации к
выбору инженерных профессий и созданию системы непрерывной
подготовки будущих квалифицированных инженерных кадров, обладающих
академическими знаниями и профессиональными компетенциями для
развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Программа полностью отвечает социальному заказу по подготовке
квалифицированных кадров в области инженерии и соответствует
современным направлениям научно-технологического развития Российской
Федерации.
Данная
программа
представляет
собой
совокупность
междисциплинарных и игровых занятий, интегрирующих в себе науку,
технологию, инженерное дело, конструирование, программирование,
техническое творчество и основанных на активном обучении детей в
предметной области «Немецкий язык». Всё это способствует формированию
у обучающихся целостного представления мире техники, устройстве
конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, знакомит
с актуальными тенденциями развития в области науки и техники, с
перспективными сферами российской науки и инженерии. Кроме того,
реализация
данного
направления
помогает
развитию коммуникативных навыков у обучающихся за счёт активного
взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Отличительной особенностью программы «Немецкий язык для
начинающих» является возможность к установлению и развитию
межпредметных связей. Учащиеся на практике понимают, как знания,
приобретаемые в одной области, способствуют получению знаний в других
областях. Данная программа способствует поддержанию высокой мотивации
у учащихся, расширению кругозора, обогащению словарного запаса
(синонимы, антонимы, термины, сокращения), совершенствованию навыков
4
грамматического анализа сложных предложений и конструкций, которыми
изобилуют научно-технические тексты, помогает ученику воспитать и
развить в себе культуру производства, уточнить и осмыслить терминологию,
активизировать переводческую практику, дает возможность поработать в
новой информационной среде, что играет важную роль в профориентации и
повышении конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Немецкий язык для начинающих» предназначена для детей и подростков в
возрасте 7-14 лет, не имеющих ограниченных возможностей здоровья,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
технической направленности. Группы формируются по возрасту: 7-14 лет.
Формы занятий - групповые. Количество обучающихся в группе – 10-15
человек. Состав групп постоянный.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность
одного
занятия
составляет
2
академических часа, периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Срок освоения общеразвивающей программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов.
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
В процессе реализации программы используются разнообразные виды
занятий (в зависимости от целей занятия и его темы): вводное занятие;
ознакомительное занятие; тематическое занятие; лекция; семинар; модульное
обучение; метод кейс-стадии; коучинг (наставничество); ролевые игры;
деловая игра; действие по образцу; работа в парах; метод рефлексии; метод
«Лидер-ведомый;
обмен
опытом;
мозговой
штурм;
консалтинг
(консультирование); метод проектов; комбинированное занятие; итоговое
занятие.
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы: представление о возможностях квантума и
5
оборудования, межквантумное взаимодействие, формирование и развитие
творческих способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация
обучающихся к познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности
и формирование «гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление; – креативность; –
критическое мышление; – умение искать и анализировать информацию (data
scouting); – умение принимать решения; – умение защищать свою точку
зрения; – коммуникативность; – командная работа; – умение презентовать
публичное выступление; – управление временем; – эмоциональный
интеллект. А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Формы подведения итогов реализации программы:
На стартовом уровне программы итогом реализации программы могут
быть: беседа, соревнование, мастер-класс, выставка, технический зачет,
защита проекта, учебно-исследовательская конференция, презентация,
практическое занятие.
Цель: развитие коммуникативных и социальных навыков обучающихся
посредством погружения в среду технического немецкого языка, через
игровую и проектную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
-повысить уровень знаний в области немецкого языка у обучающихся;
-сформировать стойкий интерес к изучению немецкого языка;
-сформировать умение общаться на немецком;
-приобщение к использованию немецкого языка при работе с
техническими текстами.
Развивающие:
-формировать творческую инициативу;
-развивать личностные компетенции, такие как: память, внимание,
способность логически мыслить и анализировать, концентрировать внимание
на главном.
Воспитательные:
-воспитывать дисциплинированность, ответственность,
самоорганизацию;
-воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
Предметные результаты:
знать/понимать:
6
-приемы работы с техническим текстом с опорой на умения,
приобретенные на уроках (прогнозирование содержания текста по заголовку,
иллюстрациям и др.);
-приемы раскрытия значения слова, в том числе с помощью
словообразовательных элементов, синонимов, антонимов, дефиниций,
контекста;
-общеречевые коммуникативные требования: как начинать и завершать
разговор, используя речевые клише, как поддерживать беседу, задавая
вопросы и переспрашивая.
уметь:
-пользоваться поурочным и тематическим техническим словарем,
компьютерным словарем;
-использовать языковую догадку, например, при распознавании
значения слов в контексте при чтении;
-распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном
языке, например, артикли;
-использовать знания о грамматической структуре языка для
построения высказывания.
Личностные результаты:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
продуктивно
использовать техническую литературу для поиска сложных решений;
развитие критического мышления; проявление технического мышления,
познавательной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности;
способность
творчески
решать
технические
задачи;
правильно
организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и
ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять
надежность и достоверность источника; умение самостоятельно планировать
способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути
достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные
способы решения познавательных задач; умение поддерживать беседу,
выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и
доводы; умение осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать
решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной
деятельности; умение организовывать совместную познавательную
деятельность, сотрудничать; умение проявлять толерантность, терпимость,
уметь решать конфликты; умение выслушивать другие мнения, а также
формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
7
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел 1. Подготовительный этап
Форма
контроля
Практика
Количество
часов
Теория
Название раздела, модуля, темы
Всего
№
п/п
26
8
18
1.
Вводное занятие.
2
2
0
Беседа
2.
Как тебя зовут?
2
1
1
Опрос
3.
Диалог «Знакомство»
2
1
1
Наблюдение
4.
Как при знакомстве представить других?
2
2
Анализ работ
5.
Как уточнить, переспросить?
2
1
Опрос
6.
Повторение. Кто это?
2
2
Анализ работ
7.
Описание картинок.
2
1
Наблюдение
8.
Активизация лексики.
2
2
Опрос
9.
Повторение.
2
2
Опрос
10.
Спросим, кто откуда.
4
3
Наблюдение
11.
Повторение.
2
2
Беседа
12.
Как спросить о возрасте.
2
1
1
Анализ работ
Раздел 2. Страноведение
20
5
15
1.
Страноведение.
2
1
1
Анализ работ
2.
Что мы уже можем сообщить о себе?
2
2
Опрос
3.
Повторение.
2
2
Опрос
4.
Немецкий алфавит.
2
1
1
Наблюдение
5.
Описание сказочных персонажей.
2
1
1
Беседа
6.
Прилагательные.
2
1
1
Опрос
7.
Как сказать, кто какой.
2
1
1
Анализ работ
8.
Отработка техники чтения.
2
2
Наблюдение
9.
Повторение.
2
2
Опрос
10.
Немецкие песни и игры.
2
2
Беседа
Раздел 3. Моя семья
1.
Описание человека. Семья.
1
1
1
18
3
15
2
1
1
Беседа
8
2.
Семья.
2
2
Беседа
3.
Семья. Подготовка к Рождеству.
4
4
Наблюдение
4.
2
1
1
Наблюдение
5.
Рождественские традиции. Игра «Тайный
Санта»
Рождество в Германии.
2
1
1
Опрос
6.
Новогодние традиции.
4
4
Анализ работ
7.
Активизация лексики. Рассказ о своей семье.
2
2
Анализ работ
Раздел 4. Мир вокруг нас
76
25
51
1.
Еда и питьё.
2
1
1
Анализ работ
2.
Еда и питьё. Дни недели.
2
1
1
Анализ работ
3.
Мы накрываем на стол. Фрукты и овощи.
2
1
1
4.
Фрукты и овощи.
2
2
5.
Мы накрываем на стол. Повторение.
2
2
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
Опрос
6.
Одежда.
6
4
Наблюдение
7.
Повторение.
2
2
Опрос
8.
Дом. Квартира.
6
2
4
Анализ работ
9.
Предлоги.
2
1
1
Опрос
10.
Глаголы-связки «быть» и «иметь».
2
2
Беседа
11.
Чьи это фотографии?
2
1
1
Беседа
12.
Притяжательные местоимения.
2
2
13
Животные.
4
1
3
Анализ работ
14.
Кто что делает?
2
1
1
Беседа
15.
Спряжение слабых глаголов.
2
1
1
Опрос
16.
4
1
3
18.
Немецкие праздники. Пасха в немецких
традициях.
Стихи и песни о Пасхе. Презентация «Пасха в
Германии».
Спряжение сильных глаголов.
2
1
1
Презентация
работ
Презентация
работ
Опрос
19.
Спряжение модальных глаголов.
2
1
1
Опрос
20.
Школа. Класс.
2
1
1
Беседа
21.
Школьные принадлежности.
2
1
1
Наблюдение
22.
Школьные предметы.
2
1
1
Опрос
23.
Германия.
2
1
1
Анализ работ
24.
Немецкий город.
4
1
3
Беседа
25.
Мой родной город.
4
1
3
Беседа
17.
2
2
Наблюдение
2
9
26.
Культура российских немцев.
2
1
1
Наблюдение
27.
Страноведение.
2
1
1
Опрос
28.
Повторение изученного материала.
2
2
Опрос
29.
Викторина на лучшего знатока немецкого
языка.
Итоговое занятие.
Итого:
2
2
Викторина
2
140
2
99
Беседа
30.
41
10
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Подготовительный этап
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство. Организация занятий и основные требования. Вводный
инструктаж по охране труда, технике безопасности и правилам поведения в
кабинете.
2. Как тебя зовут?
Теория: Знакомство с немецким языком, странами, где разговаривают на
немецком языке.
Практика: Как представить себя своим друзьям.
3. Диалог «Знакомство»
Теория: Лексика по теме «Знакомство».
Практика: Знакомство в игровой форме. Приветствия. Обращение к
взрослым и к своим сверстникам. Представление себя и своих друзей.
4. Как при знакомстве представить других?
Практика: Учимся представлять других людей.
5. Как уточнить, переспросить?
Теория: Какими фразами можно уточнить и переспросить о чем-то.
Практика: Строим предложения. Формы приветствия и прощания при
встречах.
6. Повторение. Кто это?
Практика: Обращения, распространённые в немецкоговорящих странах.
Культура поведения при случайных или запланированных встречах.
7. Описание картинок.
Теория: Как описать картинку.
Практика: лексика по теме «Описание картинки»
8. Активизация лексики.
Практика: Представление гостей друг другу. Поведение в гостях.
Новые знакомства. Как вести себя за столом. Ответные визиты.
9. Повторение.
Практика: Формы приветствия и прощания при встречах. Обращения,
распространённые в немецкоговорящих странах. Культура поведения при
случайных или запланированных встречах. Как правильно вести телефонный
разговор.
10. Спросим, кто откуда.
Теория: Откуда ты родом, сколько тебе лет, чем увлекаешься, твое хобби
Практика: Как сказать откуда ты родом, какое твое хобби, о том, что умеешь
и не умеешь делать.
10. Повторение.
Практика: Вежливые формы речевого этикета. Диалог о своем хобби, о
том, что умеешь и не умеешь делать.
11. Как спросить о возрасте.
Теория: лексика по теме возраст.
Практика: Как спросить о возрасте ?
11
Раздел 2. Страноведение
1. Страноведение
Теория: лексика по теме «Страноведение».
Практика: Географическое положение. Климат. Население стран.
Достопримечательности Германии, Австрии, Швейцарии. Великие люди
Германии, Австрии, Швейцарии.
2. Что мы уже можем сообщить о себе?
Практика: Представление гостей друг другу. Формы приветствия и
прощания при встречах. Обращение и культура поведения при случайных
или запланированных встречах.
3. Повторение.
Практика: Географическое положение. Климат. Население стран. Поведение
в гостях. Новые знакомства.
4. Немецкий алфавит.
Теория: Буквы и звуки немецкого алфавита
Практика: Произношение букв немецкого алфавита
5. Описание сказочных персонажей.
Теория: Немецкие сказки и сказочники.
Практика: Сказочные персонажи.
6. Прилагательные.
Теория: Имя Прилагательное
Практика: Прилагательные перед существительными в ед.числе
7. Как сказать, кто какой?
Теория: лексика по теме «описание человека»
Практика: Рассказывают о человеке, какой он, о семье, названия профессий,
что любит, чем увлекается.
8. Отработка техники чтения.
Практика: Чтение на немецком языке
9. Повторение.
Практика: Буквы и звуки немецкого алфавита. Произношение букв
немецкого алфавита. Правила чтения немецких буквосочетаний.
10. Немецкие песни и игры.
Практика: Знакомство с немецкими песнями и играми.
Раздел 3. Моя семья
1. Описание человека. Семья.
Теория: лексика по теме «Семья»
Практика: Рассказ о своей семье, названия профессий, что любят, чем
увлекаются.
2. Семья.
Практика: Описание картинки о семье. Ведут диалоги о семье, составляют
мини–диалоги по образцу.
3. Семья. Подготовка к Рождеству.
Практика: Знакомство с членами семьи. Представления о российской и
немецкой семье. Подготовка к Рождеству.
12
4. Рождественские традиции. Игра «Тайный Санта»
Теория: Рождественские традиции в немецкоговорящих странах.
Практика: Игра «Тайный Санта»
5. Рождество в Германии.
Теория: Знакомство с обычаями и традициями празднования Рождества в
Германии.
Практика: Знакомство с рождественской песенкой «Oh Tannenbaum».
6. Новогодние традиции.
Практика: Знакомство с праздниками и обычаями в немецкоговорящих
странах и сравнение с праздниками в России.
7.Активизация лексики. Рассказ о своей семье.
Практика: Рассказ о своей семье, названия профессий, что любят, чем
увлекаются. Как готовятся к Рождеству.
Раздел 4. Мир вокруг нас
1. Еда и питьё.
Теория: Лексика по теме «еда и питье»
Практика: Составление предложений и рассказа с использованием новой
лексики.
2. Еда и питьё. Дни недели.
Теория: Знакомство с новой лексикой, пополнение словарного запаса по теме
«Времена года, дни недели»
Практика. Чтение стихотворений о днях недели, слушание песни о временах
года.
3. Мы накрываем на стол. Фрукты и овощи.
Теория: Знакомство с новой лексикой, пополнение словарного запаса по теме
«Фрукты, овощи»
Практика: Прием пищи (завтрак, обед, ужин)
4. Фрукты и овощи.
Практика: что приготовим из фруктов и овощей.
5. Мы накрываем на стол. Повторение.
Практика: Составление предложений (рассказа) о том, что любим есть
больше всего.
6. Одежда.
Теория: Знакомство учащихся с лексикой по теме «Одежда»
Практика: Составление небольшого рассказа о том, какую одежду я люблю
носить.
7. Повторение.
Практика: Повтор слов и выражений по пройденным темам.
8. Дом. Квартира.
Теория. Знакомство учащихся с лексикой по теме «Мой дом, моя квартира»
Практика. Чтение рассказа, перевод. Составление небольшого рассказа о
своем доме, квартире.
9. Предлоги.
Теория: Предлоги дательного и винительного падежей.
13
Практика: Учиться употреблять предлоги с дательным падежом mit, nach,
aus, zu, von, bei
10. Глаголы-связки «быть» и «иметь».
Практика: Учиться употреблять глаголы-связки «быть» и «иметь».
11. Чьи это фотографии?
Теория. Расширение активного словаря по теме.
Практика. Чтение текста и составление рассказа о фотографии своей или
своего друга (подруги) на немецком языке.
12. Притяжательные местоимения.
Теория. Введение понятия местоимения, разбор предложений с
местоимениями в немецком языке.
13. Животные.
Теория. Знакомство со словами и выражениями по теме
Практика. Коллективное чтение и обсуждение умений животных (на
иностранном языке)
14. Кто что делает?
Теория. Знакомство с новой лексикой.
Практика. Повторение материала прошлой темы. Ответы на вопросы «Кто
что делает?», «Что ты умеешь делать?»
15. Спряжение слабых глаголов.
Теория. Знакомство с грамматическим явлением – спряжением глаголов.
Объяснить все тонкости и правила исключения спряжения.
Практика. Спряжение глаголов как индивидуально, так и коллективно.
16. Немецкие праздники. Пасха в немецких традициях.
Теория. Знакомство с праздниками в Германии. Расширение активного
словаря.
Практика. Чтение текстов о праздниках Германии. Обсуждение сходства и
различия между праздниками в ФРГ и РФ
17. Стихи и песни о Пасхе. Презентация «Пасха в Германии».
Практика. Просмотр видео материала по теме. Чтение текста, перевод.
18. Спряжение сильных глаголов.
Теория. Знакомство с грамматическим явлением – спряжением глаголов.
Объяснить все тонкости и правила исключения спряжения.
Практика. Спряжение глаголов как индивидуально, так и коллективно.
19. Спряжение модальных глаголов.
Теория. Знакомство с модальными глаголами.
Практика. Применение модальных глаголов в предложениях.
20. Школа. Класс.
Теория. Введение новой лексики по теме.
Практика.
Чтение слов хором, отработка звукового произношения.
Составление рассказа о школьном дне с опорой на слова
21. Школьные принадлежности.
Теория. Введение лексики по теме «школьные принадлежности», дополнение
активного словаря.
14
Практика. Составление небольшого рассказа о своих школьных
принадлежностях с опорой на слова по данной теме.
22. Школьные предметы
Теория: лексика по теме «школьные предметы»
Практика: Составление рассказа «Мой любимый школьный предмет»
23. Германия.
Теория. Познакомить учащихся с государством Германия.
Практика. Чтение текстов о географическом положении Германии. Работа с
географической картой.
24. Немецкий город.
Теория. Знакомство с достопримечательностями столицы (с привлечением
фото и видеоматериалов).
Практика. Чтение текста, разбор и обсуждение прочитанного материала
25. Мой родной город.
Теория. Знакомство с достопримечательностями города Краснотурьинска
Практика. Чтение текста, разбор и обсуждение прочитанного материала
26. Культура российских немцев.
Теория. Знакомство с культурой российских немцев. Расширение активного
словаря.
Практика. Чтение текстов о культуре российских немцев.
27. Страноведение.
Теория. Повторение лексики
Практика. Обсуждение стран, говорящих на немецком языке.
28. Повторение изученного материала.
Практика. Повторение пройденного материала.
29. Викторина на лучшего знатока немецкого языка.
30. Итоговое занятие.
15
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
11
сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
35
Количество
учебных
дней
35
Количество Режим
учебных
занятий
часов
70
1 занятие
по 2 часа
в неделю
Каникулы:
2023-2024 уч. год:
23.12.2023 - 07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин
для учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение;
− столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место
для педагога.
Оборудование:
-словари (15 шт.) ;
-интерактивная доска (1 шт.) ;
-проектор (1 шт.)
- стационарный компьютер (15 шт.);
- монитор (15 шт.);
- клавиатура (15 шт.);
- компьютерная мышь (15 шт.).
Расходные материалы:
− whiteboard маркеры;
− бумага писчая;
− шариковые ручки;
− permanent маркеры;
Информационное обеспечение:
В кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся
для оформления творческих проектов.
16
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие
навыки
представляются
в
виде
оценки
продуктов
деятельности обучающихся и /или посредством выполнения контрольных
заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.
17
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
18
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Методическая литература для педагога:
1.Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе
обучения. Праздники, конкурсы, тематические мероприятия, инсценировки,
стихи, игры и занимательные задания. С мультимедийным приложением.
Авт-сост Г.Н Лебедева. Москва «Глобус» 2018
2. Аверин М.М, Джин Ф, Рорман Л Учебник для общеобразовательных
учреждений Москва «Просвещение» Горизонты 5,6,7,8 класс Москва
«Просвещение» Cornelsen 2015г
3.Рабочая тетрадь Горизонты Аверин, Джин Ф., Рорман Л. Москва
Cornelsen 2015г.
4. Тестовая тетрадь для учащихся Аверин, Джин Ф., Рорман Л., 2015
5.Легкое чтение на немецком языке. Анекдоты и шутки. Начальный
уровень. – М:АСТ:ВостокЗапад,2017.
6.Райнеке Ю.С Игры на уроках немецкого языка в начальной школе:
методическое пособие. М:АСТ: Астрель: Транзиткнига. 2016.
7.Коноплева Т.Г Веселый немецкий. – Ростов на Дону: Феникс,2018.
8.Шепелева И.И Внеурочная работа по немецкому языку. Москва,
«Просвещение», 2019.
9. Галай О.М., Кирись В.Н немецкий язык Устные темы с
упражнениями –Мн.:ООО «Аверсэв»2020.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Юлия Грошке Немецкий язык для начинающих Самоучитель
Разговорник Москва Айрис Пресс 2019.
2. Бориско Н.Ф.Бизнес курс немецкого языка ООО «ИП Логос» Москва
2015.
3. Разговорные темы для начинающих Минор А.Я., Полянина Е.В. –
Саратов, Лицей, 2019.
4. Овчинникова А. В., Овчинников А.Ф. Тесты по грамматике
немецкого языка « Лист», Москва, 2021 г.
5. Ярцев В. В. Тесты, Немецкая грамматика 5-11 классы, Издательство
«Московский лицей». Москва, 2019.
6. Кульчицкая О.И., Лысенко А.Н. Справочник в таблицах.
Грамматика. Немецкий язык. Учебное пособие. –М:АСТ:Астрель:
Полиграфиздат, 2020.
Интернет-ресурсы:
Интернет-ресурсы
1.
http://festival.1september.ru
2.
http://english-german.ru
19
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
www.it-n.ru
http://www.kinderreimeseite.de
http://www.kleinkind-online.de
http://www.de-online.ru/
http://startdeutsch.ru/
http://www.studygerman.ru/
http://www.dw.com/ru
http://crazylink.ru/languages/deutsch-online.html
https://vk.com/u4yaz
https://vk.com/deutschonline
https://vk.com/ldeutsch
20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Креативное
мышление
(1-3 б)
Оцениваемые
параметры
- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления
- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
- проявление
творческих
способностей при
Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт
-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку
- не проявляет
творческих
способностей
Методы
диагностики
Набранный
балл
-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью
педагога
-активно общается
со
всеми участниками
образовательного
процесса
-в доступной форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно выступает
перед аудиторией
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить
Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Диагностичес
Домашнее задание
кая карта
Взаимооценка
- не ярко
выражены
творческие
- проявляет
творческие
способности при
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Диагностичес
кая карта
создании
новых идей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
Работа в
команде
(1-3 б.)
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
Творческая
активность
(1-3 б)
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня
- не принимает
участие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы
формировании и
Мозговой штурм
реализации новых
Домашнее задание
идей, отличающихся Взаимооценка
своей
нестандартностью
- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей
- проявляет интерес
и активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
22
23