Начинающий шахматист

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения

3
8
8
9
11
11
11
12
13
15

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Начинающий шахматист» имеет техническую направленность и
ориентирована на развитие логического и аналитического мышления у
обучающихся, через овладение общеразвивающими навыками шахматной игры
и практико-ориентированную командную, соревновательную деятельность.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
3

организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность образовательной программы обусловлена современным
этапом развития общества, характеризующимся ускоренными темпами
освоения техники и технологий, что выдвигает требования к личности
обучающегося в виде развития таких компетенций как: умение
концентрироваться, системно мыслить, стратегически планировать свою
деятельность и критически оценивать информацию. Освоение данной
программы позволяет сформировать аналитическое мышление, способствует
развитию целеполагания, ответственности за принятие решений и волевой
регуляции поведения.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью
общечеловеческой культуры.
XXI век - век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации – предопределил
дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей,
способных мыслить не шаблонно, умеющих искать новые пути решения
предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации,
добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать.
Социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в
развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить,
приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы,
которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или
практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным
систематизированием получаемых на занятиях знаний, выработкой у детей
способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её.
В рамках обучения активное освоение детьми данного вида деятельности
благотворно скажется на их умственном, эмоциональном и психическом
развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств,
изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на
плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие
игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии,
4

компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из
большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с
учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске)
создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования
конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также
способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных
самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы
«Начинающий
шахматист»
является
использование
информационно-коммуникативных технологий при обучении шахматной игре,
а также организация образовательного процесса на основе проектной
деятельности.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Начинающий шахматист» предназначена для детей в возрасте 7–14 лет, не
имеющих ограниченных возможностей здоровья, проявляющих интерес к
проектной деятельности и областям знаний технической направленности.
Минимальное количество обучающихся в группе – 10 человек, максимальное
количество обучающихся в группе – 12 человек. Состав групп постоянный.
Группа разновозрастная, смешанная по составу. Содержание программы
при этом остаётся одинаковым. Варьироваться может лишь используемое для
занятий оборудование и сложность самих заданий (исходя из уровня знаний
обучающихся), которые при этом не выходят за рамки содержания
общеобразовательной программы.
Возрастные особенности группы:
Содержание программы учитывает возрастные и психологические
особенности детей от 7 до 14 лет.
Дети от 7 до 12 лет, понимаются нами, как младший школьный возраст.
Они отличаются подвижностью, любознательностью, конкретностью
мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем
неумением долго концертировать свое внимание на чем-либо. Ребят также
увлекает совместная групповая деятельность и игры. Дети этого возраста
дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать вместе со всеми в играх.
Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные
неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Дети 13 – 14 лет, понимаются нами, как подростковый и ранний
юношеский возраст. У детей 13-14 лет возрастает ценность интимноличностного общения, особенно со сверстниками; постепенно общение
становится ведущей деятельностью детей. У ребят также начинается бурное
развитие рефлексии, анализ своего поведения, схожести с другими и отличий
становится обычным делом для ребенка. Появляются определённые барьеры в
общении, стеснительность (которая может проявляться как в скованности, так
и в демонстративности и грубости) приходит на смену былой
непосредственности поведения.
5

Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность
одного
занятия
составляет
2
академических часа, периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Срок
освоения
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием
программы
и
составляет
1
год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Виды занятий общеразвивающей программы (в зависимости от целей
занятия и его темы):
вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации деятельности и предлагаемым
планом работы на текущий год;
ознакомительное занятие – педагог знакомит обучающихся с новыми
методами работы в зависимости от темы занятия;
тематическое занятие, на котором детям предлагается работать над
моделированием по определённой теме (такое занятие содействует развитию
творческого воображения обучающихся);
лекция – устная форма передачи информации, в процессе которой
применяются средства наглядности;
семинар – совместное обсуждение педагогом и обучающимися
изучаемых вопросов и поиск путей решения определенных задач;
модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько
относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из
модулей предполагает свои цели и методы подачи информации;
метод кейс-стадии или метод разбора конкретных ситуаций –
основывается на полноценном изучении и анализе ситуации, которые могут
иметь место в изучаемой обучающимися области знаний и деятельности;
коучинг (наставничество) – индивидуальное или коллективное
управление педагогов или более опытных обучающихся менее опытными, их
адаптация к личностному развитию и постижению знаний и навыков по
исследуемой теме;
ролевые игры – выполнение обучающимися установленных ролей в
условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы
или предмета;
деловая игра – моделирование всевозможных ситуаций или особенностей
сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине;
действие по образцу – демонстрация поведенческой модели, которая
является примером для проведения, выполнения и подражания в осваиваемой
6

области (после ознакомления с моделью обучающиеся отрабатывают ее на
практике);
работа в парах – один обучающийся составляет пару с другим, тем самым
гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения
новой деятельности (при этом обе стороны обладают равноценными правами);
метод рефлексии – создание необходимых условий самостоятельного
осмысления материала обучающимися и выработка у них способности входить
в активную исследовательскую позицию в отношении изучаемого материала;
метод «Лидер-ведомый», при котором один обучающийся (или группа)
присоединяется к более опытному обучающемуся (или группе) с цель
дальнейшего получения новых знаний, умений и навыков;
обмен опытом – краткосрочный перевод обучающегося в другое место
обучения (например, на другое направление) и последующий возврат обратно;
мозговой штурм – совместная работа в небольших группах, главной
целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи;
консалтинг (консультирование) – обучающийся обращается за
информационной или практической помощью к более опытному человеку по
вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.
метод проектов – совместная креативная и продуктивная деятельность
преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей
проблемы. На таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе
направления работы, не ограниченного определённой тематикой.
Обучающиеся, участвующие в работе по выполнению предложенного задания,
рассказывают о выполненной работе, о ходе выполнения задания и назначении
выполненного проекта.
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач;
итоговое занятие – служит для подведения итогов работы за учебный год
(может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ и
презентаций).
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
разноуровневой (стартовый, базовый уровни).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квантума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
7

– креативность;
– критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения;
– умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих представлений
о мире технике, устройстве конструкций, механизмов, изучении основных
комплексов базовых технологий, применяемых при создании современных
инженерных разработок и систем, и формирует положительную мотивацию к
техническому творчеству.
После освоения стартового уровня проводится диагностический кейс,
позволяющий перевести обучающихся на базовый уровень обучения.
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких
форм
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний – технических знаний и научно-технической
терминологии, наряду с трансляцией целостной концепции согласно
содержанию учебного плана программы конкретных модулей, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы –
изучение основ теории простых механизмов, алгоритмизации и
программирования, способствует формированию навыка проведения
исследования явлений и выявления простейших закономерностей.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор). После освоения стартового уровня проводится
диагностический кейс, позволяющий перевести обучающихся на базовый
уровень обучения.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей школьника, его
коммуникативных навыков и навыков командного взаимодействия в процессе
обучение шахматной игре.
Задачи:
Обучающие:
- обучить правилам игры в шахматы;
- сформировать навыки работы с информацией;
- обучить работе с высокотехнологичными устройствами;
- обучить навыкам работы с оболочками и клиентскими программами для
игры в шахматы;
- систематизировать знания в области шахматной игры.
8

Развивающие:
- сформировать интерес к техническим наукам и, в частности, к
алгоритмизации, элементам комбинаторики;
- развивать у обучающихся память, внимание, логическое,
пространственное, аналитическое мышление, и стратегическое мышление;
креативность и лидерство;
- выявлять и развивать способности к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- формировать конструктивное отношение к инженерной работе и
развивать умение командной работы, координацию действий;
- расширять кругозор и культуру, межкультурную коммуникацию;
- воспитывать уважение к интеллектуальному и физическому труду;
- подготовить осознанный выбор дальнейшей траектории обучения в
«Кванториуме»;
- воспитывать навыки самодисциплины
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования
и самооценки.
Предметные результаты:
знать/понимать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат,
пат, ничья;
Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
Правила хода и взятия каждой фигурой;
Различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
Обобщать, делать несложные выводы;
уметь:
Проводить элементарные комбинации;
Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
Записывать шахматные партии
Играть с часами
Личностные результаты:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать
техническую литературу для поиска сложных решений; навыки ведения
проекта, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта,
выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных
условий; развитие критического мышления; проявление технического
мышления,
познавательной
деятельности,
творческой
инициативы,
самостоятельности; способность творчески решать технические задачи;
готовность и способность применения теоретических знаний по
9

физике, информатике для решения задач в реальном мире; способность
правильно организовывать рабочее место и время для достижения
поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и
ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять
надежность и достоверность источника; умение самостоятельно планировать
способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути
достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы
решения познавательных задач; умение поддерживать беседу, выслушивать
собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы; умение
осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять
осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности; умение
организовывать совместную познавательную деятельность, сотрудничать;
умение проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
умение выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и
аргументировать свое мнение.

10

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Название раздела, модуля, темы

Теория

1
2
3

Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ
Волшебный мир шахмат
Знакомство с шахматной доской

2
2
4

2
1
1

1
3

4

Белые и черные фигуры

4

1

3

5

Начальная позиция

2

-

2

Анализ работ

6

Шахматные фигуры и их ходы

8

2

6

7

Длинная и короткая рокировка

2

1

1

Взаимоанализ
работ

8

Решение шахматных задач

4

-

4

Анализ работ

9

Понятие «шах», «мат», «пат»
Учимся ставить мат (ферзем и королем,
ферзем и ладьей, двумя ладьями, ладьей
и королем)
Шахматные дебюты
Решение шахматных задач (тактические
приемы)

4

2

2

16

8

8

54

27

27

4

-

4

10
11
12

Количество
часов

13

Шахматная нотация и запись партии

10

2

8

14

Игра с шахматными часами. Шахматный
этикет. Правила игры в шахматы.

12

2

10

15

Разбор шахматных партий

6

6

16

Шахматный турнир

8

8

ИТОГО

140

49

Форма
контроля

Практика

№
п/п

Всего

2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

беседа
беседа
опрос

Взаимоанализ
работ

Анализ работ

Взаимоанализ
работ
Презентация
работ

91

11

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Знакомство с группой. Программа занятий. Инструктаж по ТБ
Теория: Знакомство. Организация занятий и основные требования.
Вводный инструктаж по правилам поведения в кабинете, техники
безопасности, охране труда.
2. Волшебный мир шахмат
Теория: истории о возникновении шахмат. Ходы пешкой, превращение
пешки в ферзя.
Практика: разыгрывание шахматных партий, только пешки на доске.
Победителем признаётся игрок, чья пешка прошла в ферзи первой.
3. Знакомство с шахматной доской
Теория: шахматные фигуры. Расположение фигуры на доске. Как
запомнить начальную расстановку фигур.
Практика: расстановка фигур на доске. В рабочих тетрадях обозначить
на диаграмме центр. Обозначить границы ферзевого и королевского фланга.
Начертить на диаграмме 1-ю, 3-ю, 5-ю,7-ю горизонтали.
4. Белые и черные фигуры
Теория: ладья, слон, конь, пешка, ферзь.
Практика: решение задач: ладья выигрывает пешки за три хода, слон
выигрывает все пешки, конь выигрывает все пешки, превращение пешек в
фигуры, ферзь против пешек, остановка пешек ферзём.
5. Начальная позиция
Теория: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями
и начальная расстановка фигур.
Практика: расстановка фигур на шахматной доске. Задание правильно
расставить фигуры на диаграммах. Найти фигуры, которые стоят неправильно.
6. Шахматные фигуры и их ходы
Теория: слон, конь, «легкие фигуры», стоимость 3 пешки. Правила
передвижения слона, коня. «Тяжёлые фигуры» Ферзь, ладья. Правила
передвижения ферзя, ладьи. Король. Правила передвижения короля. Шах
королю. Мат королю. Стоимость ферзя 10 пешек, ладьи 5 пешек.
Практика: поставить на доске 8 ферзей, не попадающих под бой друг
друга. Задача выиграть ладьёй пешку за 5 ходов. Решение задач ферзём и ладьёй
на выигрыш материала. Мат короля, королём и ладьёй. Матование короля,
королём и ферзём. Матование короля, королём и двумя ладьями, линейный мат.
7. Длинная и короткая рокировка
Теория: правила выполнения длинной и короткой рокировки.
Практика: решение задач на возможность сделать короткую и длинную
рокировку.
8. Решение шахматных задач
Практика: связка страшная сила, мат в один ход. Слон и ладья образуют
победную команду, мат в один ход. Взаимодействие ладьи и коня. Мат в один
ход.
9. Понятие «шах», «мат», «пат»
12

Теория: Шах нападение на короля. Мат – это шах, от которого нет защиты.
Пат-положение в шахматной партии, в котором при своей очереди хода игрок
не имеет ни одного возможного ответа, и его король находится под нападением.
Практика: решение задач по данной теме.
10. Учимся ставить мат
Мат ферзем и королем
Теория: способы матования ферзём и королём. Правильное, матование
без лишних ходов.
Практика: освоение матования одиноко короля, королём и ферзём.
Мат ферзем и ладьей
Теория: способы матования ферзём и ладьёй экономично, без потери
темпов.
Практика: освоение данного типа матования.
Мат двумя ладьями
Теория: линейный мат, экономично, без лишних темпов.
Практика: освоение данного типа матования.
Мат ладьей и королем
Теория: способ матования, без потери темпов. Выжидательный ход
ладьёй.
Практика: освоение данного типа матования.
11. Шахматные дебюты
Теория: Изучение шахматных дебютов: Защита 2-х коней, Испанская
партия, Итальянская партия, Защита Каро-Кан, Сицилианская партия,
Ферзевый гамбит
Практика: Разыгрывание партий с изученными дебютами.
12. Решение шахматных задач
Практика: решение шахматных задач
13. Шахматная нотация и запись партии
Теория: шахматный алфавит, обозначение шахматных фигур, шахматные
знаки, определение шахматных полей, прочтение шахматного поля.
Практика: Игра с записью.
14. Игра с шахматными часами.
Теория: шахматные часы, цейтнот, просрочка времени, правильное
нажимание кнопки часов. Шахматный этикет.
Практика: тренировочный шахматный турнир с часами.
15. Разбор шахматных партий
Практика: Разбор ошибок
16. Итоговый шахматный турнир
Практика: Турнир. Подведение итогов.

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
12
сентября

Дата
окончания
обучения
27 мая

Количество
учебных
недель
35

Количество
учебных
дней
70

Количество Режим
учебных
занятий
часов
140
2 занятия
по 2 часа
в неделю

Каникулы:
2022-2023 уч. год:
24.12.2022 - 08.01.2023

3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
- помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
- качественное освещение;
- столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для
педагога;
Оборудование:
- демонстрационная доска;
- магнитные шахматы;
- обычная школьная доска;
- шахматы деревянные с утяжелителем Стаунтон № 7 - 10 комплектов
на группу;
- шахматные часы не менее 10 часов.
Расходные материалы:
- общие тетради в клетку;
- ручки;
- цветные карандаши.
Информационное обеспечение:
− операционная система Windows 7,8,10 / MacOS;
− браузер Google Chrome последней версии;
− программное обеспечение Microsoft Office;
– выход в сеть Интернет.
Кроме того, в кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся
для оформления творческих проектов.
14

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и /или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.

15

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»);
16

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература:
1. Виктор Голенищев. Программа подготовки шахматистов 3 и 4
разрядов. Москва 2011 г.
2. Глотов М. И. Ступени шахматного мастерства. 1 Ступень пешка.
Теория+практика. Москва 2019 год. 136с.
3. Попова Марианна, Манаенков Владимир. 30+30 шахматных уроков
Москва, Русский Шахматный Дом. Шахматный университет. 2018г.
4. Роберто Месса и Франко Масетти 1001 шахматная задача. Москва:
Эксмо, 2016г. 128 с. Перевод с английского В. Ионово.
Литература для обучающихся:
1. Юзюк В. Я., Погрибной В. К. Приключение шашечки и шахматика. М:
Феникс, 2021 г., 174 с.
2. Сухин И.Г. Шахматы. Моя первая книга. Из-во: АСТ, 2022, 224 с.
3. Ласкер Э. Начатки шахматного знания. Из-во: Русский шахматный
дом, 2022, 80 с.
4. Калиниченко Н.М. Курс шахматной стратегии для начинающих. Из-во
Калиниченко. 2022, 112 с.
5.
Карпов А.Е. Цветной шахматный учебник Анатолия Карпова.
Первая ступень. Издательство Russian chess house, 2021, 136 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.phphttp://www.maa.ru
2. https://multiurok.ru

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели

Коммуникации
(1-3 б)

Критическое
мышление
(1-3 б)

Оцениваемые
параметры

- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления

- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.

Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт

-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку

-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью
педагога

-активно общается
со
всеми участниками
образовательного
процесса
-в доступной форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно выступает
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить

Методы
диагностики

Набранный
балл

Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Диагностичес
Домашнее задание
кая карта
Взаимооценка

18

Креативное
мышление
(1-3 б)

Работа в
команде
(1-3 б.)

Творческая
активность
(1-3 б)

- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей

- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,

- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно

- не принимает
участие

- не ярко
выражены
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы

- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей

- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей, отличающихся
своей
нестандартностью

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка

- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка

- проявляет интерес
и активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу

Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

Диагностичес
кая карта

19

выставках
различного уровня

20



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.