Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения
3
8
8
9
11
11
11
12
13
15
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Начинающий шахматист» имеет техническую направленность и
ориентирована на развитие логического и аналитического мышления у
обучающихся, через овладение общеразвивающими навыками шахматной игры
и практико-ориентированную командную, соревновательную деятельность.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
3
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность образовательной программы обусловлена современным
этапом развития общества, характеризующимся ускоренными темпами
освоения техники и технологий, что выдвигает требования к личности
обучающегося в виде развития таких компетенций как: умение
концентрироваться, системно мыслить, стратегически планировать свою
деятельность и критически оценивать информацию. Освоение данной
программы позволяет сформировать аналитическое мышление, способствует
развитию целеполагания, ответственности за принятие решений и волевой
регуляции поведения.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью
общечеловеческой культуры.
XXI век - век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации – предопределил
дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей,
способных мыслить не шаблонно, умеющих искать новые пути решения
предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации,
добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать.
Социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в
развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить,
приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы,
которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или
практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным
систематизированием получаемых на занятиях знаний, выработкой у детей
способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её.
В рамках обучения активное освоение детьми данного вида деятельности
благотворно скажется на их умственном, эмоциональном и психическом
развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств,
изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на
плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие
игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии,
4
компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из
большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с
учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске)
создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования
конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также
способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных
самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы
«Начинающий
шахматист»
является
использование
информационно-коммуникативных технологий при обучении шахматной игре,
а также организация образовательного процесса на основе проектной
деятельности.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Начинающий шахматист» предназначена для детей в возрасте 7–14 лет, не
имеющих ограниченных возможностей здоровья, проявляющих интерес к
проектной деятельности и областям знаний технической направленности.
Минимальное количество обучающихся в группе – 10 человек, максимальное
количество обучающихся в группе – 12 человек. Состав групп постоянный.
Группа разновозрастная, смешанная по составу. Содержание программы
при этом остаётся одинаковым. Варьироваться может лишь используемое для
занятий оборудование и сложность самих заданий (исходя из уровня знаний
обучающихся), которые при этом не выходят за рамки содержания
общеобразовательной программы.
Возрастные особенности группы:
Содержание программы учитывает возрастные и психологические
особенности детей от 7 до 14 лет.
Дети от 7 до 12 лет, понимаются нами, как младший школьный возраст.
Они отличаются подвижностью, любознательностью, конкретностью
мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем
неумением долго концертировать свое внимание на чем-либо. Ребят также
увлекает совместная групповая деятельность и игры. Дети этого возраста
дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать вместе со всеми в играх.
Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные
неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Дети 13 – 14 лет, понимаются нами, как подростковый и ранний
юношеский возраст. У детей 13-14 лет возрастает ценность интимноличностного общения, особенно со сверстниками; постепенно общение
становится ведущей деятельностью детей. У ребят также начинается бурное
развитие рефлексии, анализ своего поведения, схожести с другими и отличий
становится обычным делом для ребенка. Появляются определённые барьеры в
общении, стеснительность (которая может проявляться как в скованности, так
и в демонстративности и грубости) приходит на смену былой
непосредственности поведения.
5
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность
одного
занятия
составляет
2
академических часа, периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Срок
освоения
общеразвивающей
программы
определяется
содержанием
программы
и
составляет
1
год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Виды занятий общеразвивающей программы (в зависимости от целей
занятия и его темы):
вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации деятельности и предлагаемым
планом работы на текущий год;
ознакомительное занятие – педагог знакомит обучающихся с новыми
методами работы в зависимости от темы занятия;
тематическое занятие, на котором детям предлагается работать над
моделированием по определённой теме (такое занятие содействует развитию
творческого воображения обучающихся);
лекция – устная форма передачи информации, в процессе которой
применяются средства наглядности;
семинар – совместное обсуждение педагогом и обучающимися
изучаемых вопросов и поиск путей решения определенных задач;
модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько
относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из
модулей предполагает свои цели и методы подачи информации;
метод кейс-стадии или метод разбора конкретных ситуаций –
основывается на полноценном изучении и анализе ситуации, которые могут
иметь место в изучаемой обучающимися области знаний и деятельности;
коучинг (наставничество) – индивидуальное или коллективное
управление педагогов или более опытных обучающихся менее опытными, их
адаптация к личностному развитию и постижению знаний и навыков по
исследуемой теме;
ролевые игры – выполнение обучающимися установленных ролей в
условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы
или предмета;
деловая игра – моделирование всевозможных ситуаций или особенностей
сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине;
действие по образцу – демонстрация поведенческой модели, которая
является примером для проведения, выполнения и подражания в осваиваемой
6
области (после ознакомления с моделью обучающиеся отрабатывают ее на
практике);
работа в парах – один обучающийся составляет пару с другим, тем самым
гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения
новой деятельности (при этом обе стороны обладают равноценными правами);
метод рефлексии – создание необходимых условий самостоятельного
осмысления материала обучающимися и выработка у них способности входить
в активную исследовательскую позицию в отношении изучаемого материала;
метод «Лидер-ведомый», при котором один обучающийся (или группа)
присоединяется к более опытному обучающемуся (или группе) с цель
дальнейшего получения новых знаний, умений и навыков;
обмен опытом – краткосрочный перевод обучающегося в другое место
обучения (например, на другое направление) и последующий возврат обратно;
мозговой штурм – совместная работа в небольших группах, главной
целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи;
консалтинг (консультирование) – обучающийся обращается за
информационной или практической помощью к более опытному человеку по
вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.
метод проектов – совместная креативная и продуктивная деятельность
преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей
проблемы. На таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе
направления работы, не ограниченного определённой тематикой.
Обучающиеся, участвующие в работе по выполнению предложенного задания,
рассказывают о выполненной работе, о ходе выполнения задания и назначении
выполненного проекта.
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач;
итоговое занятие – служит для подведения итогов работы за учебный год
(может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ и
презентаций).
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
разноуровневой (стартовый, базовый уровни).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квантума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
7
– креативность;
– критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения;
– умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих представлений
о мире технике, устройстве конструкций, механизмов, изучении основных
комплексов базовых технологий, применяемых при создании современных
инженерных разработок и систем, и формирует положительную мотивацию к
техническому творчеству.
После освоения стартового уровня проводится диагностический кейс,
позволяющий перевести обучающихся на базовый уровень обучения.
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких
форм
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний – технических знаний и научно-технической
терминологии, наряду с трансляцией целостной концепции согласно
содержанию учебного плана программы конкретных модулей, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы –
изучение основ теории простых механизмов, алгоритмизации и
программирования, способствует формированию навыка проведения
исследования явлений и выявления простейших закономерностей.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор). После освоения стартового уровня проводится
диагностический кейс, позволяющий перевести обучающихся на базовый
уровень обучения.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей школьника, его
коммуникативных навыков и навыков командного взаимодействия в процессе
обучение шахматной игре.
Задачи:
Обучающие:
- обучить правилам игры в шахматы;
- сформировать навыки работы с информацией;
- обучить работе с высокотехнологичными устройствами;
- обучить навыкам работы с оболочками и клиентскими программами для
игры в шахматы;
- систематизировать знания в области шахматной игры.
8
Развивающие:
- сформировать интерес к техническим наукам и, в частности, к
алгоритмизации, элементам комбинаторики;
- развивать у обучающихся память, внимание, логическое,
пространственное, аналитическое мышление, и стратегическое мышление;
креативность и лидерство;
- выявлять и развивать способности к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- формировать конструктивное отношение к инженерной работе и
развивать умение командной работы, координацию действий;
- расширять кругозор и культуру, межкультурную коммуникацию;
- воспитывать уважение к интеллектуальному и физическому труду;
- подготовить осознанный выбор дальнейшей траектории обучения в
«Кванториуме»;
- воспитывать навыки самодисциплины
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования
и самооценки.
Предметные результаты:
знать/понимать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат,
пат, ничья;
Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
Правила хода и взятия каждой фигурой;
Различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
Обобщать, делать несложные выводы;
уметь:
Проводить элементарные комбинации;
Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
Записывать шахматные партии
Играть с часами
Личностные результаты:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать
техническую литературу для поиска сложных решений; навыки ведения
проекта, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта,
выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных
условий; развитие критического мышления; проявление технического
мышления,
познавательной
деятельности,
творческой
инициативы,
самостоятельности; способность творчески решать технические задачи;
готовность и способность применения теоретических знаний по
9
физике, информатике для решения задач в реальном мире; способность
правильно организовывать рабочее место и время для достижения
поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и
ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять
надежность и достоверность источника; умение самостоятельно планировать
способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути
достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы
решения познавательных задач; умение поддерживать беседу, выслушивать
собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы; умение
осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять
осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности; умение
организовывать совместную познавательную деятельность, сотрудничать;
умение проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
умение выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и
аргументировать свое мнение.
10
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Название раздела, модуля, темы
Теория
1
2
3
Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ
Волшебный мир шахмат
Знакомство с шахматной доской
2
2
4
2
1
1
1
3
4
Белые и черные фигуры
4
1
3
5
Начальная позиция
2
-
2
Анализ работ
6
Шахматные фигуры и их ходы
8
2
6
7
Длинная и короткая рокировка
2
1
1
Взаимоанализ
работ
8
Решение шахматных задач
4
-
4
Анализ работ
9
Понятие «шах», «мат», «пат»
Учимся ставить мат (ферзем и королем,
ферзем и ладьей, двумя ладьями, ладьей
и королем)
Шахматные дебюты
Решение шахматных задач (тактические
приемы)
4
2
2
16
8
8
54
27
27
4
-
4
10
11
12
Количество
часов
13
Шахматная нотация и запись партии
10
2
8
14
Игра с шахматными часами. Шахматный
этикет. Правила игры в шахматы.
12
2
10
15
Разбор шахматных партий
6
6
16
Шахматный турнир
8
8
ИТОГО
140
49
Форма
контроля
Практика
№
п/п
Всего
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
беседа
беседа
опрос
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
91
11
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Знакомство с группой. Программа занятий. Инструктаж по ТБ
Теория: Знакомство. Организация занятий и основные требования.
Вводный инструктаж по правилам поведения в кабинете, техники
безопасности, охране труда.
2. Волшебный мир шахмат
Теория: истории о возникновении шахмат. Ходы пешкой, превращение
пешки в ферзя.
Практика: разыгрывание шахматных партий, только пешки на доске.
Победителем признаётся игрок, чья пешка прошла в ферзи первой.
3. Знакомство с шахматной доской
Теория: шахматные фигуры. Расположение фигуры на доске. Как
запомнить начальную расстановку фигур.
Практика: расстановка фигур на доске. В рабочих тетрадях обозначить
на диаграмме центр. Обозначить границы ферзевого и королевского фланга.
Начертить на диаграмме 1-ю, 3-ю, 5-ю,7-ю горизонтали.
4. Белые и черные фигуры
Теория: ладья, слон, конь, пешка, ферзь.
Практика: решение задач: ладья выигрывает пешки за три хода, слон
выигрывает все пешки, конь выигрывает все пешки, превращение пешек в
фигуры, ферзь против пешек, остановка пешек ферзём.
5. Начальная позиция
Теория: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями
и начальная расстановка фигур.
Практика: расстановка фигур на шахматной доске. Задание правильно
расставить фигуры на диаграммах. Найти фигуры, которые стоят неправильно.
6. Шахматные фигуры и их ходы
Теория: слон, конь, «легкие фигуры», стоимость 3 пешки. Правила
передвижения слона, коня. «Тяжёлые фигуры» Ферзь, ладья. Правила
передвижения ферзя, ладьи. Король. Правила передвижения короля. Шах
королю. Мат королю. Стоимость ферзя 10 пешек, ладьи 5 пешек.
Практика: поставить на доске 8 ферзей, не попадающих под бой друг
друга. Задача выиграть ладьёй пешку за 5 ходов. Решение задач ферзём и ладьёй
на выигрыш материала. Мат короля, королём и ладьёй. Матование короля,
королём и ферзём. Матование короля, королём и двумя ладьями, линейный мат.
7. Длинная и короткая рокировка
Теория: правила выполнения длинной и короткой рокировки.
Практика: решение задач на возможность сделать короткую и длинную
рокировку.
8. Решение шахматных задач
Практика: связка страшная сила, мат в один ход. Слон и ладья образуют
победную команду, мат в один ход. Взаимодействие ладьи и коня. Мат в один
ход.
9. Понятие «шах», «мат», «пат»
12
Теория: Шах нападение на короля. Мат – это шах, от которого нет защиты.
Пат-положение в шахматной партии, в котором при своей очереди хода игрок
не имеет ни одного возможного ответа, и его король находится под нападением.
Практика: решение задач по данной теме.
10. Учимся ставить мат
Мат ферзем и королем
Теория: способы матования ферзём и королём. Правильное, матование
без лишних ходов.
Практика: освоение матования одиноко короля, королём и ферзём.
Мат ферзем и ладьей
Теория: способы матования ферзём и ладьёй экономично, без потери
темпов.
Практика: освоение данного типа матования.
Мат двумя ладьями
Теория: линейный мат, экономично, без лишних темпов.
Практика: освоение данного типа матования.
Мат ладьей и королем
Теория: способ матования, без потери темпов. Выжидательный ход
ладьёй.
Практика: освоение данного типа матования.
11. Шахматные дебюты
Теория: Изучение шахматных дебютов: Защита 2-х коней, Испанская
партия, Итальянская партия, Защита Каро-Кан, Сицилианская партия,
Ферзевый гамбит
Практика: Разыгрывание партий с изученными дебютами.
12. Решение шахматных задач
Практика: решение шахматных задач
13. Шахматная нотация и запись партии
Теория: шахматный алфавит, обозначение шахматных фигур, шахматные
знаки, определение шахматных полей, прочтение шахматного поля.
Практика: Игра с записью.
14. Игра с шахматными часами.
Теория: шахматные часы, цейтнот, просрочка времени, правильное
нажимание кнопки часов. Шахматный этикет.
Практика: тренировочный шахматный турнир с часами.
15. Разбор шахматных партий
Практика: Разбор ошибок
16. Итоговый шахматный турнир
Практика: Турнир. Подведение итогов.
13
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
12
сентября
Дата
окончания
обучения
27 мая
Количество
учебных
недель
35
Количество
учебных
дней
70
Количество Режим
учебных
занятий
часов
140
2 занятия
по 2 часа
в неделю
Каникулы:
2022-2023 уч. год:
24.12.2022 - 08.01.2023
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
- помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
- качественное освещение;
- столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для
педагога;
Оборудование:
- демонстрационная доска;
- магнитные шахматы;
- обычная школьная доска;
- шахматы деревянные с утяжелителем Стаунтон № 7 - 10 комплектов
на группу;
- шахматные часы не менее 10 часов.
Расходные материалы:
- общие тетради в клетку;
- ручки;
- цветные карандаши.
Информационное обеспечение:
− операционная система Windows 7,8,10 / MacOS;
− браузер Google Chrome последней версии;
− программное обеспечение Microsoft Office;
– выход в сеть Интернет.
Кроме того, в кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся
для оформления творческих проектов.
14
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и /или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.
15
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»);
16
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература:
1. Виктор Голенищев. Программа подготовки шахматистов 3 и 4
разрядов. Москва 2011 г.
2. Глотов М. И. Ступени шахматного мастерства. 1 Ступень пешка.
Теория+практика. Москва 2019 год. 136с.
3. Попова Марианна, Манаенков Владимир. 30+30 шахматных уроков
Москва, Русский Шахматный Дом. Шахматный университет. 2018г.
4. Роберто Месса и Франко Масетти 1001 шахматная задача. Москва:
Эксмо, 2016г. 128 с. Перевод с английского В. Ионово.
Литература для обучающихся:
1. Юзюк В. Я., Погрибной В. К. Приключение шашечки и шахматика. М:
Феникс, 2021 г., 174 с.
2. Сухин И.Г. Шахматы. Моя первая книга. Из-во: АСТ, 2022, 224 с.
3. Ласкер Э. Начатки шахматного знания. Из-во: Русский шахматный
дом, 2022, 80 с.
4. Калиниченко Н.М. Курс шахматной стратегии для начинающих. Из-во
Калиниченко. 2022, 112 с.
5.
Карпов А.Е. Цветной шахматный учебник Анатолия Карпова.
Первая ступень. Издательство Russian chess house, 2021, 136 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.phphttp://www.maa.ru
2. https://multiurok.ru
17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Оцениваемые
параметры
- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления
- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт
-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку
-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью
педагога
-активно общается
со
всеми участниками
образовательного
процесса
-в доступной форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно выступает
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить
Методы
диагностики
Набранный
балл
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Диагностичес
Домашнее задание
кая карта
Взаимооценка
18
Креативное
мышление
(1-3 б)
Работа в
команде
(1-3 б.)
Творческая
активность
(1-3 б)
- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
- не принимает
участие
- не ярко
выражены
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы
- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей
- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей, отличающихся
своей
нестандартностью
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка
- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
- проявляет интерес
и активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
Диагностичес
кая карта
19
выставках
различного уровня
20