Рабочая программа воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
РАЗДЕЛ

2.

ОЦЕНКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
РАЗДЕЛ

3.

ТРЕБОВАНИЯ

К

РЕСУРСНОМУ

ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
РАЗДЕЛ 4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2

РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с
реализацией комплекса мероприятий по развитию дополнительного
образования детей в рамках приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
программы воспитания служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020
№ 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации
в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 093242. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
- Распоряжение правительства РФ от 04.09. 2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- «Основы законодательств РФ об охране здоровья граждан»,
утвержденные Верховным советом РФ от 22.07.1993 № 5487 - (ред. от
25.11.2009);
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
- Федеральный закон от «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации», 2011г.;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(Приказ №1008 отменен).
Актуальность. Воспитание представляет собой многофакторный
процесс: формирование личности происходит под влиянием семьи,
образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств
3

массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и
др. В дополнительном образовании воспитание основывается на искреннем
согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом. Нельзя заставить
детей посещать занятия, участвовать в общих делах, которые им не нравятся,
не удовлетворяют их духовным запросам. Дополнительное образование
позволяет ребенку максимально реализовать себя и самоопределиться
профессионально и личностно. Обучающиеся самостоятельно и ответственно
выстраивают свой путь образования и развития и активны в этом процессе.
Результаты обучения в дополнительном образовании доступны,
привлекательны, реальны, что позитивно сказывается на развитии личности
ребенка, стимулирует его творчество и усиливает воспитательный эффект
Педагогическая
целесообразность. Разработка
и
реализация
Программы воспитания в детском технопарке «Кванториум» решает
основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном
процессе, который основан на следующих принципах:
- программа воспитания непосредственно связана с реализацией
дополнительных общеобразовательных программ, с реальным процессом
работы педагога с детским объединением;
- субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное сотрудничество
педагога с воспитанниками, взаимное стремление к активному творческосозидательному освоению мира во взаимодействии с социумом, позволяет
успешно реализовывать педагогический процесс дополнительного
образования в органичном и неразрывном единстве всех его составляющих, в
том числе воспитания;
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(ДООП) является инструментом определения воспитательных задач и
планируемых результатов в соответствии с образовательными потребностями
воспитанников детском технопарке «Кванториум», их родителей (законных
представителей);
- воспитательные возможности занятий по ДООП педагог реализует в
совместной практико-ориентированной и личностно значимой деятельности;
- традиционные ежегодные мероприятия – это не только пространство
для демонстрации достижений, но и возможность осмысления ценностей,
знакомства с идеями и правилами, социальными нормами, погружения в
профессию;
- выстраивание партнерских отношений с родителями, формулирование
взаимных интересов является важным фактором создания положительной
среды обучения и воспитания обучающихся, максимально полного
использования воспитательного потенциала семьи и образовательного
учреждения.
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие
обучающихся
и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений
к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения
4

сформированных ценностей в повседневной жизни.
Данная цель ориентирована на обеспечение положительной динамики
личностного развития обучающихся, выражающейся в
- освоении социально значимых знаний и норм и приобретении опыта
социального взаимодействия;
формировании
опыта
самоопределения
(личного
или
профессионального) в различных сферах жизни;
- формировании современных компетентностей и грамотностей,
соответствующих стратегиям социально-экономического развития РФ,
актуальным вызовам будущего.
Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо решить
следующие задачи:
1) использовать в воспитании обучающихся возможности занятий по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, как
источника поддержки и развития интереса детей к познанию и творчеству;
2) организовывать воспитательную и индивидуальную работу с
обучающимися детского технопарка Кванториум;
3) реализовывать потенциал событийного воспитания для
формирования духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития
традиций детского технопарка «Кванториум», развития субъектной позиции
обучающихся;
4) реализовывать потенциал наставничества в воспитании
обучающихся, как основы взаимодействия представителей разных поколений,
как мотиватора к саморазвитию и самореализации;
5)
содействовать
приобретению
опыта
личностного
и
профессионального самоопределения на основе индивидуальных проб в
совместной деятельности и социальных практиках;
Сроки реализации программы воспитания в детском технопарке
«Кванториум» - 1год.
Данная рабочая программа воспитания разработана с учетом
преемственности целей и задач Примерной программы воспитания для
общеобразовательных организаций, одобренной решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (утв.
Протоколом заседания УМО по общему образованию Минпросвещения
России № 2/20 от 02.06.2020 г.).
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «Воспитание
– деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
5

уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде».
При разработке формулировок личностных результатов учет требований
Закона в части формирования у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей
среде, бережного отношения к здоровью,
эстетических
чувств
и уважения к ценностям семьи, является обязательным.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня коммуникативных навыков и культуры общения
(коммуникативный потенциал);
2. Развитие потребностей у детей к самовыражению, познавательной,
творческой, технической активности.
Способы проверки ожидаемых результатов:
1. Анализ подготовки и проведения мероприятий с применением
дистанционных форм организации.
2. Количественные показатели (количество проведённых мероприятий,
охват участников, охват зрителей).
3. Социальные показатели (заинтересованность учащихся, наставников
и родителей).
4. Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий в он-лайн
режиме.
Формы проведения досуговых мероприятий в данной программе:
• Развлекательные программы;
• Конкурсы творческого мастерства;
• Акции;
• Праздничные мероприятия – съемка видео поздравлений.

6

РАЗДЕЛ 2.
ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
В
ЧАСТИ
ДОСТИЖЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка достижения обучающимися личностных результатов
проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных
настоящей программой.
Комплекс
критериев
оценки
личностных
результатов
обучающихся:
− оценка собственного продвижения, личностного развития;
− положительная динамика в организации собственной учебной
деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее
результатов;
− ответственность за результат учебной деятельности и подготовки
к будущей профессиональной деятельности;
− проявление трудовой активности;
− участие в исследовательской и проектной работе;
− участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, в предметных
неделях посвященных технике и техническому творчеству;
− соблюдение этических норм общения при взаимодействии с
обучающимися, наставниками;
− конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/проектной
команде;
− демонстрация навыков межличностного делового общения,
социального имиджа;
− готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного
статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных
обстоятельствах;
− сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском
движении;
− проявление мировоззренческих установок на готовность молодых
людей к работе на благо Отечества;
− проявление правовой активности и навыков правомерного поведения,
уважения к Закону;
− отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма
среди обучающихся;

7

− отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся,
основанных
на межнациональной, межрелигиозной почве;
− участие в реализации просветительских программ, поисковых,
археологических,
военно-исторических,
краеведческих
отрядах
и
молодежных объединениях;
− проявление экологической культуры, бережного отношения к
родной земле, природным богатствам России и мира;
− демонстрация умений и навыков разумного природопользования,
нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
− демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень
культуры здоровья обучающихся;
− проявление культуры потребления информации, умений и навыков
пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа
информации, умения ориентироваться в информационном пространстве;

РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕСУРСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ресурсное обеспечение воспитательной работы направлено на создание
условий для осуществления воспитательной деятельности обучающихся, в
том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в контексте реализации образовательной
программы.
3.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы
Программа воспитания разрабатывается в соответствии с нормативноправовыми документами федеральных органов исполнительной власти в
сфере образования, с учетом сложившегося опыта воспитательной
деятельности и имеющимися необходимыми ресурсами в образовательной
организации дополнительного образования детей.
3.2. Кадровое обеспечение воспитательной работы
Для реализации программы воспитания образовательная организация
должны быть укомплектованы квалифицированными специалистами.
Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом,
включающим директора, который несет ответственность за организацию
воспитательной работы в профессиональной образовательной организации,
заместителя директора, непосредственно курирующего обеспечение

8

воспитательной работы, педагогов-организаторов, методистов, наставников.
3.3. Материально-техническое обеспечение воспитательной
работы
Специальные помещения должны представлять собой учебные
аудитории и помещения для проведения занятий всех видов,
предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и
индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием,
техническими средствами обучения и материалами, учитывающими
направленность образовательной программы.
3.4. Информационное обеспечение воспитательной работы
Информационное обеспечение воспитательной работы имеет в своей
инфраструктуре объекты, обеспеченные средствами связи, компьютерной и
мультимедийной техникой, интернет-ресурсами и специализированным
оборудованием.
Информационное обеспечение воспитательной работы направлено на:
− информирование о возможностях для участия обучающихся в
социально значимой деятельности;
− информационную и методическую поддержку воспитательной
работы;
− планирование воспитательной работы и её ресурсного обеспечения;
− мониторинг воспитательной работы;
− дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся,
наставников, органов управления в сфере образования, общественности,
родителей);
− дистанционное взаимодействие с другими организациями
социальной сферы;
− развитие доступной цифровой среды.
Информационное обеспечение воспитательной работы включает:
комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность
технологических и аппаратных средств (компьютеры, принтеры, сканеры и
др.).
Система воспитательной деятельности образовательной организации
должна быть представлена на сайте организации.

9

РАЗДЕЛ 4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ходе планирования воспитательной деятельности рекомендуется учитывать воспитательный потенциал участия студентов в мероприятиях,
проектах, конкурсах, акциях, проводимых на уровне:
Российской Федерации, в том числе:
«Россия – страна возможностей» https://rsv.ru/; «Большая перемена» https://bolshayaperemena.online/; «Лидеры России» https://лидерыроссии.рф/;
«Мы Вместе» (волонтерство) https://onf.ru; субъектов Российской Федерации (в соответствии с утвержденным региональном планом значимых
мероприятий), в том числе «День города» и др. а также отраслевые профессионально значимые события и праздники.
Дата Содержание и формы деятельности
Участники
Место
Ответственные
Коды
Наименование модуля
Содержание - общая характеристика (курс, группа, проведения
ЛР
с учетом программы.
члены
Формы: например, учебная экскурсия
кружка,
(виртуальная экскурсия), дискуссия,
секции,
проектная сессия, урок-концерт;
проектная
деловая игра; семинар, студенческая
команда и
конференция и т.д.
т.п.)
СЕНТЯБРЬ
1
День знаний
30
Принятие в кванторианцы
Обучающиеся
ДТ
Бирюкова В.В., Панова Ю.А.
1 года
обучения
ОКТЯБРЬ
10Кванторианская неделя добра
Все
ДТ
Панова Ю.А., Зубарева Д.Д.
15
обучающиеся
технопарка
24Профпросвещение
Учащиеся 5-7
ДТ
Федотова Я.А., Бирюкова В.В.,
29
классов школ
Приставка Г.С.
города
НОЯБРЬ
1
Квантоканикулы
Все
ДТ
Панова Ю.А., Зубарева Д.Д.
обучающиеся
технопарка
3
День народного единства
Все
ДТ
Бирюкова В.В.
обучающиеся
технопарка
ДЕКАБРЬ
9
День Героев Отечества
Все
ДТ
Панова Ю.А., Бирюкова В.В.
обучающиеся
технопарка

10

12

День
Конституции
Федерации

Российской

ЯНВАРЬ
8
Квантосани
2328

Профпросвещение

ФЕВРАЛЬ
2
День воинской славы России
(Сталинградская битва, 1943)
8

День российской науки

25

День защитников Отечества – Выход в
лес

МАРТ
27Квантоканикулы
31
АПРЕЛЬ
12
День космонавтики
1728

Серия мастер-классов Дети детям

МАЙ
7
День Радио
29

Итоги года

Все
обучающиеся
технопарка

ДТ

Зубарева Д.Д.

Все
обучающиеся
технопарка
Учащиеся 5-7
классов школ
города

ДТ

Панова Ю.А., Бирюкова В.В.

ДТ

Федотова Я.А., Бирюкова В.В.,
Приставка Г.С.

Все
обучающиеся
технопарка
Все
обучающиеся
технопарка
Все
обучающиеся
технопарка

ДТ

Панова Ю.А., Бирюкова В.В.,
Приставка Э.В.

ДТ

Панова Ю.А., Зубарева Д.Д.

Лесной
массив

Зубарева Д.Д., Смирнова К.А.

Все
обучающиеся
технопарка

ДТ

Панова Ю.А., Зубарева Д.Д.

Все
обучающиеся
технопарка
Все
обучающиеся
технопарка,
обучающиеся
школ города

ДТ

Панова Ю.А., Зубарева Д.Д.

ДТ

Бирюкова В.В., Федотова Я.А..,
Маркштедер А.А.

Все
обучающиеся
технопарка
Все

ДТ
ДТ

Панова Ю.А.,
Бирюкова В.В.

Зубарева

Д.Д.,

Панова Ю.А., Зубарева Д.Д.,

11

ИЮНЬ
1
Международный день защиты детей
5

День эколога

12

День России

обучающиеся
технопарка

Бирюкова В.В.

Все
обучающиеся
технопарка
Обучающиеся
летнего
лагеря
Обучающиеся
летнего
лагеря

Зубарева Д.Д.
Панова Ю.А
Бирюкова В.В.

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.