МАУ «Уральский инновационный молодежный центр» Детский технопарк «Кванториум» Принята на заседании методического совета ДТ «Кванториум» Протокол № __ от____________г. УТВЕРЖДАЮ Руководитель технопарка _____________________Вибе А.И. «___» __________________ 2023г. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в детском технопарке «Кванториум» Краснотурьинск, 2023 г. 1. Общие положения Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в детском технопарке «Кванториум» (далее – Положение) является локальным нормативным актом детского технопарка «Кванториум» МАУ «УИМЦ» (далее – Технопарк), регулирующим периодичность, порядок, систему оценивания, формы проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, текущего контроля их успеваемости. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами: − Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); − Уставом МАУ «УИМЦ»; − Положением о деятельности структурного подразделения «Детский технопарк «Кванториум» МАУ «УИМЦ». Настоящее Положение распространяется на всех обучающихся, зачисленных в Технопарк, для обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников Технопарка. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация являются основой системы оценки качества освоения обучающимися образовательной программы, в том числе её отдельных тем, частей, разделов и всей программы в целом, формой контроля учебной работы. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обеспечивают оперативное управление учебной деятельностью обучающихся в Технопарке, ее корректировку и проводятся с целью определения: − соответствия и уровня качества подготовки обучающихся; − полноты теоретических и практических знаний по отдельной теме, учебному предмету, курсу, дисциплине; − сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и в проектной деятельности; − наличия умений и навыков самостоятельной работы. В настоящем Положении используются следующие понятия: − текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогическим работником в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с реализуемой образовательной программой с целью индивидуализации форм и методов в дальнейшей организации образовательного процесса, в зависимости от уровня освоения обучающимся программного материала. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения запланированных результатов освоения образовательных программ; − аттестация обучающихся – оценка качества освоения содержания образовательной области конкретной образовательной программы и рассматривается как обязательная часть образовательной деятельности, позволяющая всем его участникам оценить результативность их совместной деятельности; − промежуточная аттестация – это выявление уровня достижения результатов освоения обучающимися части (курса, модуля) образовательной программы, проводится по разделам, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации; − итоговая аттестация – это установление степени и уровня достижения результатов освоения образовательной программы по завершению реализации данной программы. − Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся Технопарка являются неотъемлемой частью образовательного процесса, служат для выявления соответствия реальных результатов обучения прогнозируемым результатам, заявленным в образовательной программе, и представляет собой способ оценки уровня ее освоения. Задачи аттестации: − определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности практических умений и навыков обучающихся; − соотнесение прогнозируемых и реальных результатов освоения образовательной программы; − анализ полноты реализации части (модуля, такта) или всего курса образовательной программы; − выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации и (или) результативности реализации образовательной программы; − внесение корректив в содержание и методику образовательной деятельности в целях совершенствования педагогического процесса. Функции аттестации: − учебная (создание дополнительных условий для обобщения и осмысления обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков, компетенций); − воспитательная (мотивация к расширению познавательных интересов и потребностей обучающегося); − развивающая (возможность осознания обучающимся уровня их актуального развития и определение перспектив); − коррекционная (возможность для педагогического работника своевременного выявления и корректировки объективных и субъективных недостатков образовательного процесса); − социально-психологическая (предоставление возможности каждому обучающемуся оказаться в «ситуации успеха», возможность представления родителям (законным представителям) обучающихся информации о результатах обучения). Принципы проведения аттестации: − принцип соответствия контрольных испытаний содержанию образовательной программы; − учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, специфики деятельности учебной группы (объединения) и конкретного периода обучения; − всеобщая включенность обучающихся в процесс аттестации; − доступность для обучающихся инструментария аттестации; − свобода выбора педагогическим работником методов и форм проведения и оценки результатов; − открытость и обоснованность критериев оценки результатов. Форма, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, характер и содержание зачетов, учебно-исследовательских, творческих и реферативных работ, система оценок определяются педагогическими работниками, реализующим образовательную программу, в соответствии с учебным планом и графиком образовательной деятельности и доводятся до сведения обучающихся и их родителей при поступлении на обучение в Технопарк. 2. Формы, периодичность и порядок осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся Контроль уровня освоения обучающимися образовательной программы осуществляется педагогическим работником, реализующим образовательную программу, в форме педагогического мониторинга, который включает в себя системный сбор, обобщение, обработку и анализ информации и предусматривает наличие в образовательной программе: 1) форм текущего контроля; 2) форм предъявления результатов освоения программы; 3) методов и критериев отслеживания/диагностики результатов освоения программы; 4) форм учета результатов/достижений освоения программы. Виды педагогического мониторинга, содержание, сроки проведения: Входной мониторинг проводится в начале учебного года и включает: 1) статистический мониторинг; 2) диагностику степени готовности обучающегося к освоению программы того или иного уровня; 3)выявление уровня мотивации к предстоящей учебной деятельности. Текущий, промежуточный и итоговый мониторинг включает в себя постоянный системный сбор и анализ следующей информации за учебный период: 1) уровня освоения обучающимися отдельных тем, частей, разделов и всей образовательной программы на основе предъявленных результатов; 2) уровня творческих или спортивных достижений; 3) уровня социальной активности (на основе анализа участия обучающихся в воспитательной, социально-значимой деятельности, неконкурсных достижений); 4) движения контингента; 5) степень удовлетворенности процессом обучения и результатом совместной деятельности на основе данных соцопросов и анкетирования всех групп участников образовательных отношений. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим работником в течение учебного года в целях систематического контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных реализуемой образовательной программой, и, при необходимости, проведения педагогическим работником индивидуальной адресной работы с обучающимися при условии, что полученный результат отклоняется от результатов, предусмотренных образовательной программой. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, которая проводится с целью: 1) объективного установления фактического уровня освоения обучающимися отдельных частей и разделов образовательной программы; 2) оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учесть индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности; 3) оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Промежуточная аттестация проводится: 1) по окончании определенной темы, раздела, дисциплины, курса (модуля) образовательной программы в соответствии с календарнотематическим планом; 2) при реализации образовательной программы сроком до 1 года обучения по окончании 1 полугодия; 3) при сроке реализации более года – по окончании каждого полугодия текущего учебного года. Итоговая аттестация проводится по завершении освоения образовательной программы (курса, модуля). Формы проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации определяются педагогическими работниками Технопарка, реализующими образовательную программу, исходя из содержания (направленности) образовательной программы, специфики деятельности учебной группы (объединения), с учетом особенностей контингента обучающихся и могут быть следующими: контрольное занятие, итоговое занятие, зачет, тестирование, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, стендовый доклад, конференция, тематические чтения, отчетный концерт, спектакль, фестиваль, конкурс, собеседование, соревнование, турнир и другие. При проведении итоговой аттестации педагогическими работниками, реализующими образовательную программу, могут учитываться индивидуальные достижения обучающихся в течение всего срока реализации образовательной программы в Технопарке. В качестве результатов итоговой аттестации могут быть зачтены результаты участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и иных конкурсных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней. 3. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Технопарка Срок и проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся определяются календарным учебным графиком. Текущий контроль осуществляется в процессе прохождения программы. Методы проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, проверки теоретических знаний и их практических умений и навыков, определяются педагогическими работниками Технопарка на основании содержания реализуемой образовательной программы и в соответствии с прогнозируемыми результатами ее освоения и могут быть следующими: тестирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, опросы и соцопросы и другие целесообразно обоснованные методы. Для проведения итоговой аттестации обучающихся может формироваться комиссия, в состав которой входят представители администрации Технопарка, педагогические работники. При публичном предъявлении обучающимися результатов освоения образовательной программы (темы, курса. модуля) приглашаются родители (законные представители) обучающихся представители общественности, других организаций. Результаты текущего контроля успеваемости обучающегося, каждой учебной группы (объединения) фиксируются педагогическими работниками в ведомости, протоколе или в диагностических информационных картах. Сроки предоставления итогов текущего контроля успеваемости обучающихся устанавливаются руководителем Технопарка. Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в печатных и/или электронных формах, которые являются документами отчетности и хранятся у заместителя руководителя технопарка по проектному управлению и образовательной деятельности. Аттестация результативности освоения обучающимся содержания дополнительной образовательной программы осуществляется по окончании обучения по образовательной программе в соответствии с критериями оценивания результативности освоения дополнительной образовательной программы согласно приложению в настоящему Положению. Результаты промежуточной и итоговой аттестации анализируются педагогическими работниками, реализующих образовательные программы, администрацией Технопарка, Педагогическим советом Технопарка по следующим параметрам: 1) количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу; 2) количество обучающихся, которым рекомендовано/не рекомендовано обучение на следующем курсе (модуле) обучения или этапе подготовки; 3) причины невыполнения обучающимися образовательной программы; 4) необходимость коррекции образовательной программы. 4. Заключительные положения Промежуточная и итоговая аттестация, а также текущий контроль успеваемости обучающихся, проводятся на основе принципов объективности, беспристрастности, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся в соответствии со спецификой деятельности учебной группы (объединения) и периодом обучения. Оценивание результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых результатов и не может быть поставлено в зависимость от формы получения образования, факта пользования платными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. По результатам итоговой аттестации обучающихся по образовательной программе педагогическим работником составляется аналитическая справка, которая прилагается к аналитическому отчету педагогического работника о результатах работы за учебный год. Итоги аттестации могут выносится для обсуждения на совещаниях Педагогического совета Технопарка. Обучающимся, не освоившим содержание образовательной программы в течение учебного года на минимальном уровне, Педагогическим советом Технопарка может быть рекомендовано повторное обучение по данной образовательной программе (этапу подготовки), перевод на другую образовательную программу (этап подготовки). Обучающиеся, освоившие образовательную программу в полном объеме, отчисляются приказом руководителя Технопарка. Приложение к Положению о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в детском технопарке «Кванториум» Критерии оценивания результативности освоения дополнительной образовательной программы Интегративным показателем результативности освоения дополнительной образовательной программы является успешность обучающегося на определенной ступени дополнительного образования. Успешность отражает общую динамику в развитии личности обучающегося и выводится на основе соотнесения начального и конечного результата обучаемого (т.е. оценивается динамика индивидуального прогресса) в каждой группе показателей. Успешность как интегрированный результат индивидуального прогресса обучающегося определяется по пяти группам показателей: 1 группа – качество освоения содержания образовательной программы; 2 группа – конкурсные творческие достижения обучающихся; 3 группа – неконкурсные творческие достижения обучающихся; 4 группа – личностный рост обучающегося; 5 группа – удовлетворённость обучающегося качеством образовательного процесса /дополнительных образовательных услуг. Группа показателей «Качество освоения содержания образовательной программы», включает критерии оценки уровня теоретической и практической подготовки обучающихся: − соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; − широта кругозора; − осмысленность и свобода использования специальной терминологии. − соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; − свобода владения специальным оборудованием и оснащением; − качество выполнения практического задания; − технологичность практической деятельности. Качество освоения содержания образовательной программы оценивается в баллах, где: 1 балл – минимальный, недостаточный для успешного прохождения программы; обучающиеся требуют постоянного внимания со стороны педагогического работника, работу выполняют на репродуктивном уровне; 2 балла – достаточный, для дальнейшего успешного освоения программы; обучающиеся в большей степени работают самостоятельно, копируют образец модели; вносят элементы творчества; 3 балла – высокий, продвинутый, креативный уровень; обучающиеся работают самостоятельно, по собственным замыслам, вносят изменения в предлагаемые педагогическим работником творческие планы (проекты). Группа показателей «Конкурсные творческие достижения детей». Для оценивания результативности используется рейтинговая оценка от 4 до 12 баллов в зависимости: − от активности и результативности участия, обучающихся в конкурсных мероприятиях городского, окружного, областного, российского, международного уровней; − от статуса обучающегося по итогам мероприятия: участник, победитель (призер). Группа показателей «Неконкурсные творческие достижения детей». Для оценивания результативности используется рейтинговая оценка от 4 до 12 баллов в зависимости: – от активности и результативности участия обучающихся в неконкурсных социально-значимых мероприятиях городского, окружного, областного, российского, международного уровней; – от позиции обучающегося: зритель-исполнитель, активный участник, организатор/соорганизатор действия. Группа показателей воспитательной работы педагога включает «Личностный рост», который определяется на основе педагогического наблюдения и других форм мониторинга по критериям, обозначенным в образовательной программе. Группа показателей «Удовлетворённость качеством образовательного процесса/дополнительных образовательных услуг» определяется на основе данных опросов, анкетирования, онлайн опросов обучающихся, выпускников и родителей, в том числе на сайте Технопарка, в официальных группах социальных сетей Технопарка.