Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения
3
8
8
9
11
11
11
13
14
16
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«3D моделирование и работа с ЧПУ станками» имеет техническую
направленность и ориентирована на изучение основ проектирования деталей
на компьютере, а также создание этих деталей на станках с числовым
программным обеспечением.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
3
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность программы обусловлена современным этапом развития
общества, характеризующимся ускоренными темпами освоения техники и
технологий, потребностью общества в технически грамотных специалистах в
области инженерии, а также необходимостью повышения мотивации к выбору
инженерных профессий и созданию системы непрерывной подготовки
будущих
квалифицированных
инженерных
кадров,
обладающих
академическими знаниями и профессиональными компетенциями для
развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Программа полностью отвечает социальному заказу по подготовке
квалифицированных кадров в области инженерии и соответствует
современным направлениям научно-технологического развития Российской
Федерации.
Данная
программа
представляет
собой
совокупность
междисциплинарных занятий, интегрирующих в себе науку, технологию,
инженерное дело, конструирование, программирование, техническое
творчество и основанных на активном обучении детей. Всё это
способствует формированию у обучающихся целостного представления о
мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в
окружающем мире, знакомит с актуальными тенденциями развития в
области науки и техники, с перспективными сферами российской науки и
инженерии. Кроме того, реализация данного направления помогает
развитию коммуникативных навыков у обучающихся за счёт активного
взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «3D моделирование и работа с ЧПУ станками» является
использование проектной деятельности в качестве основной образовательной
технологии, возможность реализации детскими командами реальных
инженерно-технических проектов, а также возможность организации
образовательного процесса, исходя из интересов и способностей
обучающихся, что возможно благодаря модульному, разновозрастному,
4
разноуровневому принципу представления содержания и построения
учебных планов.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
« 3D моделирование и работа с ЧПУ станками» предназначена для подростков
в возрасте 8–15 лет, не имеющих ограниченных возможностей здоровья,
проявляющих интерес к проектной деятельности и областям знаний
технической направленности. Формы занятий групповые. Количество
обучающихся в группе – 12 человек. Состав групп постоянный.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 2 раз в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
разноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квантума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность;
– критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения;
– умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
5
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих представлений
о мире технике, устройстве конструкций, механизмов, изучении основных
комплексов базовых технологий, применяемых при создании современных
инженерных разработок и систем, и формирует положительную мотивацию к
техническому творчеству.
Виды занятий общеразвивающей программы определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Цель: формирование у обучающихся компетенций по 3D
моделированию и прототипированию и навыков командного взаимодействия.
Задачи:
Обучающие:
− формировать первоначальные знания о проектировании и создании 3D
моделей;
− формировать навыки работы на аддитивном оборудовании, станках с
числовым программным управлением (ЧПУ), а также ручным инструментом;
− формировать навыки работы с электронными компонентами;
− формировать навыки необходимые для проектной деятельности
Развивающие:
1.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность;
2.
Развивать психофизиологические качества у обучающихся:
память, внимание, способность логически мыслить, анализировать ситуацию
и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
3.
Развивать у обучающихся инженерное мышление, навыки
конструирования, программирования;
4.
Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и
изобретательность, креативное мышление и пространственное воображение.
Воспитательные:
1.
Формировать творческое отношение к выполняемой работе;
2.
Воспитывать умение работать в команде, эффективно
распределять обязанности;
3.
Повышение мотивации обучающихся к изобретательству и
созданию собственных продуктов;
4.
Повышение интереса к техническим профессиям;
5.
Формирование у учащихся стремления к получению качественно
выполненного законченного результата (проекта).
6
Планируемые результаты:
Жесткие компетенции:
•
принципы проектирования в САПР, основы создания и
проектирования 2D- и 3D-моделей;
•
основы работы на лазерном оборудовании;
•
основы работы на аддитивном оборудовании; основы работы на
станках с числовым программным управлением (фрезерные станки);
•
основы работы с ручным инструментом;
•
основы работы с электронными компонентами;
Гибкие навыки:
•
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное
распределение задач и др.;
•
умение ориентироваться в информационном пространстве,
продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных
решений;
•
навыки ведения проекта, проявление компетенции в вопросах,
связанных с темой проекта, выбор наиболее эффективных решений задач в
зависимости от конкретных условий;
•
развитие критического мышления;
•
проявление
технического
мышления,
познавательной
деятельности, творческой инициативы, самостоятельности;
•
умение самостоятельно планировать способы достижения
поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата,
умение искать альтернативные нестандартные способы решения
познавательных задач;
•
умение выслушивать другие мнения, а также формулировать,
отстаивать и аргументировать свое мнение.
7
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
Название раздела, модуля,
темы
Знакомство с детьми,
инструктаж, знакомство с
оборудованием Кванториума
О 3D моделировании
Всег
о
2
Количество часов
Теория Практика
1
1
Форма
контроля
беседа
беседа
2
2
2
1
1
беседа
4
Знакомство с программой
Autodesk Fusion 360
Работа с (Browser)
2
1
1
беседа
5
функция Create Sketch
4
2
2
беседа
6
Работа с элементами
выдавливания
Работа в блоке (Construct)
2
1
1
беседа
2
1
1
беседа
8
Работа со вспомогательными
элементами блока (Create)
2
1
1
беседа
9
Работа с блоком (Modify)
2
1
1
беседа
10
Создание сборок при помощи
блока (Assemble)
2
1
1
беседа
11
4
2
2
беседа
4
2
2
беседа
13
Создание симуляций
(Simulation Workspace)
Создание чертежа
(From Design)
Самостоятельная работа
4
2
2
14
15
О ЧПУ станках
Первый запуск ЧПУ станка
2
2
2
1
1
Анализ
работы
беседа
беседа
16
Органы управления ЧПУ станка
4
2
2
беседа
17
Создание программы для ЧПУ
станка (Manufacture Workspace)
12
4
8
беседа
18
Первая деталь
6
2
4
19
практика
40
20
проект
40
10
30
Анализ
работы
Анализ
работы
Защита
проекта
ИТОГО
140
39
101
3
7
12
40
8
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Определение сферы Хайтека. Инструктаж по технике
безопасности.
Теория: Знакомство. Организация занятий и основные требования.
Вводный инструктаж по охране труда, технике безопасности и
Практика: правила поведения в кабинете.
2. Рассказ о 3D моделирование
Теория: История появления объемного моделирования. 2D и 3D
моделирование
3. Знакомство с программой Autodesk Fusion 360, обзор интерфейса и
функций Fusion 360.
Теория: Рассказ о работе программы её функциях
Практика: работа с программой
4.Работа с Browser
Теория: Изучение команд Browser
Практика: практическое применение команд Browser
5. Работа с функцией Create Sketch, создание эскиза, определяющий
основу дизайна.
Теория: Изучение команд Create Sketch
Практика: практическое применение команд Create Sketch
6.
Работа с элементами выдавливания такие команды, как
«Выдавливание», «Вращение» и «Лофт», чтобы создать 3D-тела из эскизов.
Теория: Изучение команд «Выдавливание», «Вращение» и «Лофт
Практика: практическое применение команд «Выдавливание»,
«Вращение» и «Лофт
7. Работа в блоке Construct предназначенном для создания
вспомогательных плоскостей.
Теория: Изучение команд Construc
Практика: практическое применение команд Construc
8. Работа со вспомогательными элементами блока Create.
Теория: Изучение команд блока Create
Практика: практическое применение команд блока Create
9. Блок Modify, изменяет выбранную геометрию с помощью команд
смещения, выдавливания или скругления.
Теория: Изучение команд Блока Modify
Практика: практическое применение команд Блока Modify
10. Блок Assemble для создания сборок из разных деталей.
Теория: Изучение команд Блока Assemble
Практика: практическое применение команд Блока Assemble
11. Simulation Workspace создание симуляций для чтобы понять, как
конструкция ведет себя в определенных условиях.
Теория: Изучение команд Simulation Workspace
Практика: практическое применение команд Simulation Workspace
12. From Design создание чертежа по готовым 3D моделям и с нуля.
9
Теория: Изучение команд From Design
Практика: практическое применение команд From Design
13. Самостоятельная работа, создание моделей по средствам изученного
материала.
Теория: Изучение команд
Практика: практическое применение команд
14. История ЧПУ станка, его строение, функции.
Теория: из чего состоит станок, как он работает и как управляется
Практика: знакомство с реальным станком и его особенностями
15. Знакомимся со станками, делаем первый запуск
Теория: устройство и особенности каждого станка
Практика: отработка навыка запуска станка
16. Органы управления станком
Теория: изучение информационного обеспечения станков
Практика: работа на компьютерах, обеспечивающих станок
17. Manufacture Workspace научимся делать программы для управления
станком ЧПУ.
Теория: Изучение команд Manufacture Workspace
Практика: практическое применение команд Manufacture Workspace
18. Изготовление первых деталей
Теория: Повторение ТБ при работе на станках.
Практика: Изготовление детали
19. Практика
Практика: создание различных деталей на станке с ЧПУ
20. Проект
Теория: изучение последовательности создания проекта
Практика: создание проекта
10
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год
Дата
начала
обучения
11
сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
35
Количество
учебных
дней
35
Количество Режим
учебных
занятий
часов
70
1 занятие по
2 часа в
неделю
Каникулы:
2023-2024 уч.год:
23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение; − столы, стулья по количеству обучающихся
и 1 рабочее место для педагога;
Оборудование:
− персональные компьютеры на каждого обучающегося и
преподавателя;
− Wi-Fi для поддержания on-line доступа к системе обучения;
− мультимедийный проектор либо интерактивная доска для показа
презентаций;
− персональные компьютеры для работы с 3D-моделями с
предустановленной операционной системой и специализированным ПО
Профильное оборудование:
– 3D-принтер с принадлежностями;
– фрезер учебный с принадлежностями;
– лазерный гравер учебный с рамой на колесах;
– паяльная станция;
– ручной инструмент; Расходные материалы:
− whiteboard маркеры;
− бумага писчая;
− шариковые ручки;
− permanent маркеры; Информационное обеспечение:
− операционная система Windows 7,8,10 / MacOS;
− браузер Google Chrome последней версии;
− программное обеспечение Microsoft Office; Программное
обеспечение:
– программное обеспечение САПР для проектирования;
11
– ПО для станка;
– ПО 3Д-моделированию;
– презентационное оборудование;
– интерактивный комплект Дополнительное оборудование;
– вытяжная система для лазерного станка фильтрующая.
Кроме того, в кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту, линейки,
канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся для
оформления творческих проектов.
12
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и /или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.
13
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей";
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
14
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература для педагога:
1. Бурмистрова Т. А. Информатика: Программы общеобразовательных
учреждений: 2-9 классы. – М.: Просвещение, 2009. –159 с.
2. Трофимова Н. М. Возрастная психология: учебное пособие для вузов.
– С-Пб.: Питер, 2005. – 240 с.
3. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. –
М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
Методические пособия для обучающихся и родителей:
1. Программирование и наладка станков с числовым программным
управлением:
учебно-методическое
пособие
для
студентов
машиностроительных специальностей высших учебных заведений / И. А.
Каштальян. – Минск: БНТУ, 2015. – 135 с.
2. Металлорежущие станки с ЧПУ: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М,
2015. — 336 с.
3. Технология изготовления деталей на станках с ЧПУ.
Производственное оборудование и основы программирования операций
(электронная версия): учеб. пособие / А.Б. Чуваков; НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
Нижний Новгород, 2011.– 279 с.
4. Основы подготовки и эффективной эксплуатации обрабатывающих
станков с ЧПУ: монография / А.Б. Чуваков, Д.В. Чиненков; НГТУ им. Р.Е.
Алексеева. – Нижний Новгород, 2014. – 218 с.
5. Подготовка управляющих программ для станков с ЧПУ на платформе
Heidenhain: учеб. пособие / М. Р. Гимадеев, В. М. Давыдов, А. В. Никитенко,
В. А. Стельмаков. - Хабаровск: Изд-во Тихо океан, гос. ун-та, 2015. - 139 с.
Интернет-ресурсы:
1. Науменко О. М. Творчествоведение на современном этапе
[Электронный ресурс]. URL: http://atnu.narod.ru/tvorit.html
2. Ревягин Л. Н. Проблемы развития черт творческой личности и
некоторые рекомендации их решения [Электронный ресурс]. URL:
http://ou.tsu.ru/school/konf16/11.html.
3. Трифонова Е. А. «Перворобот EV3» / Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
технической
направленности [Электронный ресурс]. URL: https://docs.pfdo.ru/uploads/
programs/88Q7rT34PRVrWrGWs1rI_thHgYNp43Mo.pdf
15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Оцениваемые
параметры
- умение общаться и
строить
отношения в группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык публичного
выступления
- умение работать с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать собственную
оценку
вещам, явлениям,
событиям
и т. д.
Диагностическая карта
Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт
-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку
-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью
педагога
-активно общается
со
всеми участниками
образовательного
процесса
-в доступной форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно выступает
перед аудиторией
- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить
Методы
диагностики
Набранный
балл
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Диагностичес
Домашнее задание
кая карта
Взаимооценка
16
Креативное
мышление
(1-3 б)
- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей
Работа в
команде
(1-3 б.)
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
Творческая
активность
(1-3 б)
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
- не принимает
участие
- не ярко
выражены
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы
- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей
- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей, отличающихся
своей
нестандартностью
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка
- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
- проявляет интерес
и активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
Диагностичес
кая карта
17
выставках
различного уровня
18
19