МАУ «Уральский инновационный молодежный центр»
Детский технопарк «Кванториум»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
ЭЛЕКТРОНИКА - ПРОСТО
Возраст обучающихся 8-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Дудин Артем Сергеевич,
педагог дополнительного
образования
Краснотурьинск, 2022 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
3
2. Содержание общеразвивающей программы
10
2.1. Учебно-тематический план
10
2.2. Содержание изучаемого курса
11
3. Организационно-педагогические условия
13
3.1. Календарный учебный график
13
3.2. Условия реализации программы
13
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
14
4. Список литературы
15
5. Приложения
17
2
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Электроника – просто» имеет техническую направленность и ориентирована на
изучение основ механики, конструирования, программирования, автоматизации
электронных и радиотехнических устройств и их применение.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
3
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность программы обусловлена современным этапом развития
общества, характеризующимся ускоренными темпами освоения техники и
технологий, потребностью общества в технически грамотных специалистах в
области инженерии, а также необходимостью повышения мотивации к выбору
инженерных профессий и созданию системы непрерывной подготовки будущих
квалифицированных инженерных кадров, обладающих практическими знаниями
и профессиональными компетенциями для развития приоритетных направлений
отечественной науки и техники. Потребностью в импортозамещении
иностранных компонентов и готовых решений. Программа полностью отвечает
социальному заказу по подготовке квалифицированных кадров в области
инженерии
и
соответствует
современным
направлениям
научнотехнологического развития Российской Федерации.
Данная
программа
представляет
собой
совокупность
междисциплинарных занятий, интегрирующих в себе науку, технологию,
инженерное дело, конструирование, программирование, техническое
творчество и основанных на активном обучении детей. Всё это
способствует формированию у обучающихся целостного представления о
мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в
окружающем мире, знакомит с актуальными тенденциями развития в
области науки и техники, с перспективными сферами российской науки и
инженерии. Кроме того, реализация данного направления помогает
развитию коммуникативных навыков у обучающихся за счёт активного
взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «Электроника – просто» является упрощённое представление
информации по изучаемым темам, использование проектной деятельности в
качестве основной образовательной технологии, возможность реализации
детскими командами реальных инженерно-технических проектов, а также
возможность организации образовательного процесса, исходя из интересов и
способностей обучающихся, что возможно благодаря модульному,
разновозрастному, разноуровневому принципу представления содержания и
построения учебных планов.
Адресат программы
4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Электроника – просто» предназначена для детей в возрасте 8 – 12 лет, не
имеющих ограниченных возможностей здоровья, проявляющих интерес к
проектной деятельности и областям знаний технической направленности.
Формы занятий групповые. Минимальное количество обучающихся в группе –
10 человек, максимальное количество обучающихся в группе – 12 человек.
Состав групп постоянный.
Группа разновозрастная, смешанная по составу. Содержание программы
при этом остаётся одинаковым. Варьироваться может лишь используемое для
занятий оборудование и сложность самих заданий (исходя из уровня знаний
обучающихся), которые при этом не выходят за рамки содержания
общеобразовательной программы.
Возрастные особенности группы:
Содержание программы учитывает возрастные и психологические
особенности детей 8-12 лет.
Дети от 8 до 12 лет, понимаются нами, как младший школьный возраст.
Они отличаются подвижностью, любознательностью, конкретностью
мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем
неумением долго концертировать свое внимание на чем-либо. Ребят также
увлекает совместная групповая деятельность и игры. Дети этого возраста
дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать вместе со всеми в играх.
Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные
неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность
одного
занятия
составляет
2
академических часа, периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Срок освоения общеразвивающей программы
определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часов. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
По уровню освоения программа общеразвивающая, одноуровневая
(стартовый уровень).
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Виды занятий общеразвивающей программы (в зависимости от целей
занятия и его темы):
вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации деятельности и предлагаемым
планом работы на текущий год;
5
ознакомительное занятие – педагог знакомит обучающихся с новыми
методами работы в зависимости от темы занятия;
тематическое занятие, на котором детям предлагается работать над
моделированием по определённой теме (такое занятие содействует развитию
творческого воображения обучающихся);
лекция – устная форма передачи информации, в процессе которой
применяются средства наглядности;
семинар – совместное обсуждение педагогом и обучающимися изучаемых
вопросов и поиск путей решения определенных задач;
модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько
относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из
модулей предполагает свои цели и методы подачи информации;
метод кейс-стадии или метод разбора конкретных ситуаций –
основывается на полноценном изучении и анализе ситуации, которые могут
иметь место в изучаемой обучающимися области знаний и деятельности;
коучинг (наставничество) – индивидуальное или коллективное
управление педагогов или более опытных обучающихся менее опытными, их
адаптация к личностному развитию и постижению знаний и навыков по
исследуемой теме;
ролевые игры – выполнение обучающимися установленных ролей в
условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или
предмета;
деловая игра – моделирование всевозможных ситуаций или особенностей
сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине;
действие по образцу – демонстрация поведенческой модели, которая
является примером для проведения, выполнения и подражания в осваиваемой
области (после ознакомления с моделью обучающиеся отрабатывают ее на
практике);
работа в парах – один обучающийся составляет пару с другим, тем самым
гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения
новой деятельности (при этом обе стороны обладают равноценными правами);
метод рефлексии – создание необходимых условий самостоятельного
осмысления материала обучающимися и выработка у них способности входить
в активную исследовательскую позицию в отношении изучаемого материала;
метод «Лидер-ведомый», при котором один обучающийся (или группа)
присоединяется к более опытному обучающемуся (или группе) с цель
дальнейшего получения новых знаний, умений и навыков;
обмен опытом – краткосрочный перевод обучающегося в другое место
обучения (например, на другое направление) и последующий возврат обратно;
мозговой штурм – совместная работа в небольших группах, главной целью
которой является поиск решения заданной проблемы или задачи;
консалтинг (консультирование) – обучающийся обращается за
информационной или практической помощью к более опытному человеку по
вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.
6
метод проектов – совместная креативная и продуктивная деятельность
преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей
проблемы. На таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе
направления работы, не ограниченного определённой тематикой. Обучающиеся,
участвующие в работе по выполнению предложенного задания, рассказывают о
выполненной работе, о ходе выполнения задания и назначении выполненного
проекта.
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных
задач;
итоговое занятие – служит для подведения итогов работы за учебный год
(может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ и
презентаций).
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации программы используются личностно-ориентированные технологии,
технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа общеразвивающая, одноуровневая
(стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квантума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность;
– критическое мышление;
– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения;
– умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих представлений о
мире технике, устройстве конструкций, механизмов, изучении основных
комплексов базовых технологий, применяемых при создании современных
инженерных разработок и систем, и формирует положительную мотивацию к
техническому творчеству.
После освоения стартового уровня проводится диагностический кейс,
позволяющий перевести обучающихся на базовый уровень обучения.
7
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний – технических знаний и научно-технической терминологии, наряду с
трансляцией целостной концепции согласно содержанию учебного плана
программы конкретных модулей, гарантированно обеспечивают трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления общеразвивающей программы – изучение основ теории простых
механизмов, алгоритмизации и программирования, способствует формированию
навыка проведения исследования явлений и выявления простейших
закономерностей.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора (свободный
набор). После освоения стартового уровня проводится диагностический кейс,
позволяющий перевести обучающихся на базовый уровень обучения.
Цель: формирование у обучающихся компетенций по конструированию и
моделированию простейших электронных устройств и навыков командного
взаимодействия.
Задачи:
Обучающие:
− научить работать с электрооборудованием, а также ручным
инструментом;
− научить работать с электронными компонентами;
Развивающие:
- формирование трудовых умений и навыков, умение планировать
работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при
необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- развитие умения визуального представления информации и
собственных проектов;
- развитие у детей воображения, пространственного мышления,
воспитания интереса к технике и технологиям.
Воспитательные:
- развитие основ коммуникативных отношений внутри проектных групп
и в коллективе в целом;
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
знать/понимать:
− основы работы с электрооборудованием;
− основы работы с ручным инструментом;
− основы работы с электронными компонентами;
− основы и принципы теории решения изобретательских задач,
− начальные базовые навыки инженерии;
− принципы проектирования;
уметь:
− самостоятельно работать с ручным инструментом;
8
– самостоятельно работать с электронными компонентами
− самостоятельно работать с лабораторным блоком питания,
осциллографом
Личностные результаты:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать
техническую литературу для поиска сложных решений; навыки ведения проекта,
проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, выбор
наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий;
развитие критического мышления; проявление технического мышления,
познавательной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности;
способность творчески решать технические задачи; готовность и способность
применения теоретических знаний по физике, информатике для решения задач в
реальном мире; способность правильно организовывать рабочее место и время
для достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить
перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять надежность
и достоверность источника; умение самостоятельно планировать способы
достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения
результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения
познавательных задач; умение поддерживать беседу, выслушивать собеседника
и доходчиво донести до него свои мысли и доводы; умение осуществлять
самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный
выбор в познавательной и учебной деятельности; умение организовывать
совместную познавательную деятельность, сотрудничать; умение проявлять
толерантность, терпимость, уметь решать конфликты; умение выслушивать
другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое
мнение.
9
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
В том числе
Кол-во
Наименование модулей
часов,
Практи
Теория
всего
ка
Раздел 1. Основы электротехники
Вводное занятие о содержании курса
2
2
0
Природа электрического тока
4
2
2
Технология пайки. Техника
4
2
2
безопасности
Обучение пайке
10
2
8
Напряжение, сила тока, сопротивление.
6
4
2
Закон Ома
Простейшая электрическая цепь
8
2
6
Основы измерения электрических
6
2
4
величин. Измерительные приборы
Исследование сопротивлений
8
4
4
проводников при последовательном и
параллельном соединении
Проектная деятельность
12
0
12
Форма
аттестации,
контроля
опрос
Анализ
работ
Анализ
работ
Взаимоанал
из работ
Презентаци
я работ
Раздел 2. Электроника без полупроводников и с полупроводниками
Устройства для коммутации
4
2
2
Анализ
работ
Резистор, потенциометр
8
4
4
Взаимоанал
из работ
Конденсатор и его свойства
10
2
8
Действие диода
6
2
4
Анализ
работ
Что такое транзистор, как он работает
10
4
6
Анализ
работ
Генераторы и усилители электрических
сигналов
Проектная деятельность
4
2
12
2
12
Раздел 3. Работа в группах над инженерным проектом
Принципы создания инженерной
2
2
0
проектной работы
Работа в группах над инженерным
22
0
22
проектом
Представление инженерного проекта
2
2
0
Итого:
140
40
Взаимоанал
из работ
Презентаци
я работ
Анализ
работ
Взаимоанал
из работ
Презентаци
я работ
100
10
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Основы электротехники
1. Вводное занятие.
Теория: вводный инструктаж по технике безопасности, правила поведения
и работы в Кванториуме.
Практика: беседа, опрос.
2. Природа электрического тока
Теория: что такое электрический ток, где он встречается, краткая история
открытия, особенности.
Практика: Демонстрация опытов с электрическим током
3.Технология пайки.
Теория: для чего применяется пайка, сущность процесса, используемые
приборы и материалы, основные правила, техника безопасности.
Практика: демонстрация изделий и работы. Риски использования.
4. Обучение пайке.
Теория: сущность процесса пайки, используемые приборы и материалы,
основные правила, техника безопасности.
Практика: техника безопасности. Пайка: отработка практических навыков
по различным видам пайки.
5. Напряжение, сила тока, сопротивление. Закон Ома.
Теория: что такое напряжение, сила тока, сопротивление. Закон Ома.,
научное описание и простая формулировка.
Практика: демонстрация опытов с силой тока.
6. Простейшая электрическая цепь.
Теория: что такое электрическая цепь?
Практика: сборка простейших электрических цепей.
7. Основы измерения электрических величин. Измерительные
приборы.
Теория: для чего необходимы измерительные приборы, какие величины
можно измерить?
Практика: работа с измерительными приборами.
8. Исследование сопротивлений проводников при
последовательном и параллельном соединении.
Теория: понятие сопротивления в проводниках, особенности.
Практика:
демонстрация
последовательного
и
параллельного
подключения.
9. Проектная деятельность
Практика: решение кейсов.
Раздел 2. Электроника без полупроводников и с полупроводниками
1. Устройства для коммутации.
Теория: коммутационное оборудование. Основные виды и типы
устройств и их особенности
11
Практика: демонстрация устройств коммутации, простейшие и сложные
устройства коммутации, особенности работы с ними.
2. Резистор, потенциометр.
Теория: Что такое резистор, потенциометр?
Практика: назначение, разновидности, области применения.
3. Конденсатор и его свойства.
Теория: что такое конденсатор. Свойства конденсатора. назначение,
разновидности, области применения.
Практика: демонстрация принципа работы конденсатора.
4. Действие диода.
Теория: что такое диод, виды, характеристики, параметры
Практика: принцип работы диода и области применения
5. Что такое транзистор, как он работает.
Теория: что такое транзистор, принцип работы и области применения.
Практика: демонстрация работы транзистора.
6. Генераторы и усилители электрических сигналов.
Теория: Генераторы и усилители электрических сигналов, принцип
работы и области применения.
Практика: демонстрация работы генераторов и усилителей.
7. Проектная деятельность
Практика: реализация проекта на основе полученных знаний.
Раздел 3. Работа в группах над инженерным проектом
1. Принципы создания инженерной проектной работы.
Теория: основные принципы взаимодействия в проектной команде,
способы организации, методики.
2. Работа в группах над инженерным проектом.
Практика: создание проекта на основе полученных знаний.
3. Представление инженерного проекта.
12
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
1 год
12
сентября
27 мая
35
70
140
Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа
в неделю
Каникулы:
2022-2023 уч. год:
24.12.2022 - 08.01.2023
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение; − столы, стулья по количеству обучающихся и
1 рабочее место для педагога;
Оборудование:
− компьютеры − 12 шт;
− специализированное ПО;
− проектор (Мультимедиа система);
− белая магнитная демонстрационная доска;
− набор магнитов для демонстрационной доски;
− паяльная станция – 2 шт;
− паяльник с регулировкой температуры – 12 шт;
− мультиметр
− набор резисторов: 10× Резистор на 100 Ом, ¼ Вт 10× Резистор на 180 Ом,
¼ Вт 10× Резистор на 220 Ом, ¼ Вт 10× Резистор на 330 Ом, ¼ Вт 10× Резистор
на 470 Ом, ¼ Вт 10× Резистор на 680 Ом, ¼ Вт 10× Резистор на 1 кОм, ¼ Вт 10×
Резистор на 2,2 кОм, ¼ Вт 10× Резистор на 4,7 кОм, ¼ Вт 10× Резистор на 10 кОм,
¼ Вт 10× Резистор на 15 кОм, ¼ Вт 10× Резистор на 27 кОм, ¼ Вт 10× Резистор
на 33 кОм, ¼ Вт 10× Резистор на 51 кОм, ¼ Вт 10× Резистор на 100 кОм, ¼ Вт
10× Резистор на 330 кОм, ¼ Вт 10× Резистор на 470 кОм.
− набор конденсаторов: 10× Конденсатор керамический на 4,7 нФ, 10×
Конденсатор керамический на 47 нФ, 10× Конденсатор электролитический на 2,2
13
мкФ, 25 В, 10× Конденсатор электролитический на 22 мкФ, 25 В, 2×
Конденсатор электролитический на 1000 мкФ, 25 В.
4× Кнопка тактовая (SPST) 6 мм, 1× Кнопка на панель (SPST), 5×
Предохранитель стеклянный на 1 А, 1× Переменный резистор (потенциометр) на
5 кОм, 1× Переменный резистор (потенциометр) на 10 кОм, 1× Переменный
резистор (потенциометр) на 100 кОм, 1× Разъем для батарейки «Крона», 1×
Отсек для 1 батарейки АА, 1× Отсек для 2 батареек АА, 1× Отсек для 4 батареек
АА, 1× Макетная плата Breadboard PCB (400 точек), 1× Припой с флюсом (10 г).
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и /или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты индивидуальных/групповых проектов.
14
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
15
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература:
1. Борисов В. Г. Юный радиолюбитель. - М.: Энергия, 2010.
2. Белоусов Л. Ю. Изобретательство и рационализаторство как форма
творческой активности масс. - М.: Знание, 2007
3. Иванов Б.С. Электронные самоделки. - М.: Энергия, 2006.
4. Отряшенко Ю.М. Юный кибернетик. - М: Детская литература, 2005
5. Хокикс г. Цифровая электроника для начинающих- М.: Энергия, 2006
6. Китаев Ю.В. Основы цифровой техники. Учебное пособие. 2007
7. Опадчий Ю.Ф. Аналоговая и цифровая электроника. - М.: Знание, 2007.
Литература для обучающихся,
1. Анисимов М.В. Радиоэлектроника. - М.: Атомиздат, 2015.
2. Белкин М. К. Справочник по учебному проектированию
приемоусилительных устройств. - М.: Знание, 2013.
3. Баранов В.В., Белкин Н.В. и др. Полупроводниковые БИС
запоминающих устройств. - М.: Радио и связь, 2001.
4. Васильченко М.Е., Дьяков А.В. Радиолюбительская телемеханика. - М.:
Радио и связь, 1998.
5. Нефедов А.В., Гордеева В.И. Отечественные полупроводниковые
приборы и их зарубежные аналоги. - М.: Радио и связь, 2001.
6. Могилевский М.М. Общая радиотехника. - М.: Радио и связь, 2005.
7. Самотонин Б.В. Детали и механизмы роботов. - М.: Техника, 2010.
Интернет ресурсы:
http://fiz.1september.ru
http://experiment.edu.ru
http://www.gomulina.orc.ru
http://www.sh-fizika.ru
http://physics.nad.ru
16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели
Коммуникации
(1-3 б)
Критическое
мышление
(1-3 б)
Креативное
мышление
(1-3 б)
Диагностическая карта
Оцениваемые
Критерии оценивания
параметры
степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
(0-1бал)
( 2 б)
(3 б)
Личностные и метапредметные компетенции
- умение общаться и -испытывает
-общается с
-активно общается
строить
затруднения в
одногруппниками со
отношения в группе общении с
и
всеми участниками
- умение донести
одногруппниками
педагогом
образовательного
свою
и педагогом,
-может донести
процесса
точку зрения до
-не идёт на
свою
-в доступной форме
слушателя
контакт
точку зрения
высказывает свою
- навык публичного
только с
точку зрения,
выступления
помощью
используя
наводящих
аргументы
вопросов
-уверенно выступает
-боится выступать перед аудиторией
перед аудиторией
- умение работать с
- умеет работать с - умеет работать с
-испытывает
информации,
информацией
информацией из
серьёзные
анализировать,
- анализирует,
различных
затруднения при
делать
делает
источников
работе с
обоснованные
выводы и даёт
- самостоятельно
информацией
выводы и
собственную
может провести
- не умеет
давать собственную
оценку с
анализ, сделать
анализировать
оценку
помощью
вывод и оценить
и делать выводы
вещам, явлениям,
педагога
и давать
событиям
собственную оценку
и т. д.
- не проявляет
- не ярко
- проявляет
- проявление
творческих
выражены
творческие
творческих
способностей
творческие
способности при
способностей при
- всё делает по
способности
формировании и
Методы
диагностики
Набранный
балл
Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка
Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Диагностичес
кая карта
Диагностичес
кая карта
17
Работа в
команде
(1-3 б.)
Творческая
активность
(1-3 б)
создании
новых идей
образцу
- не умеет
генерировать
идеи
- умение работать в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках
различного уровня
- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно
- не принимает
участие
- генерирует идеи
не отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно
- участвует в
командной
(групповой)
работе, но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников
группы
реализации новых
Домашнее задание
идей, отличающихся Взаимооценка
своей
нестандартностью
- принимает
активное
участие в командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и понимает
ответственность за
общий результат
Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка
- принимает
участие с
помощью
педагога или
родителей
- проявляет интерес
и активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу
Наблюдение
Портфолио
Выполнение
работы
Взаимооценка
Диагностичес
кая карта
18