Хайтек – инженерия. Основы передовых технологических процессов

1

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание изучаемого курса
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации общеразвивающей программы
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Список литературы
5. Приложения

3
8
8
11
15
15
15
17
18
20

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хайтек – инженерия. Основы передовых технологических процессов» имеет
техническую направленность и ориентирована на изучение основ механики,
конструирования, программирования и автоматизации устройств и их
применение.
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
1.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в РФ»;
2.
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей";
8.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
3

по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность программы обусловлена современным этапом развития
общества, характеризующимся ускоренными темпами освоения техники и
технологий, потребностью общества в технически грамотных специалистах в
области инженерии, а также необходимостью повышения мотивации к выбору
инженерных профессий и созданию системы непрерывной подготовки
будущих
квалифицированных
инженерных
кадров,
обладающих
академическими знаниями и профессиональными компетенциями для
развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Программа направлена на развитие
обьемного мышления , освоение
машиностроительных чертежей, основы понятий допусков и посадок, понятия
взаимозаменяемости, устройство станков, их кинематических схем, понятие
передаточных отношений всех видов передачи движений, физикомеханические свойства изделий из дерева, классификация сталей их свойств.
Все эти понятия основ технических знаний позволит осуществить проектные
работы, получить навыки работы с ручными и электроинструментами.
Осваивать навыки работы в команде при выполнении проектных работ . Все
полученные знания дадут возможность составлять технологические процессы
при изготовлении разнообразных деталей. Что послужит освоением очередной
ступени
в получении более глубоких знаний в освоении основ
начертательной геометрии, теоретической механики, сопротевления
материалов – неотьемлемых частей базового обучения в
освоении
инженерной науки.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «Хайтек-инженерия. Основы передовых технологических
процессов» является использование проектной деятельности в качестве
основной образовательной технологии, возможность реализации детскими
командами реальных инженерно-технических проектов, а также возможность
организации образовательного процесса, исходя из интересов и способностей
обучающихся,
что
возможно
благодаря
разновозрастному,
разноуровневому принципу представления содержания и построения
учебных планов.
4

Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хайтек-инженерия. Основы передовых технологических процессов»
предназначена для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет, не имеющих
ограниченных возможностей здоровья, проявляющих интерес к проектной
деятельности и областям знаний технической направленности. Формы занятий
групповые. Количество обучающихся в группе – 10-12 человек. Состав групп
постоянный.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий – 2 раз в неделю
Срок освоения общеразвивающей программы определяется
содержанием программы и составляет 1 год.
Объем общеразвивающей программы составляет 140 часа. Форма
организации образовательной деятельности – групповая.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Формы занятий: программой предусмотрены групповые формы
занятий. В процессе реализации программы используются разнообразные
виды занятий (в зависимости от целей занятия и его темы): вводное занятие;
ознакомительное занятие; тематическое занятие; лекция; семинар; модульное
обучение; метод кейс-стадии; коучинг (наставничество); ролевые игры;
деловая игра; действие по образцу; работа в парах; метод рефлексии; метод
«Лидер-ведомый;
обмен
опытом;
мозговой
штурм;
консалтинг
(консультирование); метод проектов; комбинированное занятие; итоговое
занятие. По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при
реализации
программы
используются
личностно-ориентированные
технологии, технологии сотрудничества.
По уровню освоения программа является общеразвивающей,
одноуровневой (стартовый уровень).
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: представление о возможностях квантума и оборудования,
межквантумное взаимодействие, формирование и развитие творческих
способностей, стимулирование «генерации идей», мотивация обучающихся к
познанию, техническому творчеству, трудовой деятельности и формирование
«гибких навыков» (soft skills):
– инженерное и изобретательское мышление;
– креативность; – критическое мышление;
5

– умение искать и анализировать информацию (data scouting);
– умение принимать решения; – умение защищать свою точку зрения;
– коммуникативность;
– командная работа;
– умение презентовать публичное выступление;
– управление временем;
– эмоциональный интеллект.
А также основы работы с современным оборудованием.
Обучение направлено на формирование у ребёнка общих
представлений о программировании, развития логического мышления,
формирует положительную мотивацию к техническому творчеству.
Конкурсного отбора для включения детей в программу на «стартовый»
уровень нет. Зачисление производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Формы подведения итогов реализации программы:
На стартовом уровне программы итогом реализации программы могут
быть: беседа, соревнование, мастер-класс, выставка, технический зачет,
защита проекта, учебно-исследовательская конференция, презентация,
практическое занятие.
Цель: формирование у обучающихся компетенций по работе с ручным
и электроинструментом, навыков командного взаимодействия.
Задачи:
Образовательные:
− знание и понимание основ теории решения изобретательских задач и
инженерии;
− получение навыков
чтения и создания машиностроительных
чертежей
− формирование навыков работы на универсальных станках, а также с
ручным и электро-инструментом, получение понятия о программировании
изготовления деталей на станках с числовым программным управлением
(ЧПУ);
− формирование навыков работы с электронными компонентами;
− формирование навыков необходимых для проектной деятельности
- получение навыков понятий о взаимозаменяемости изготовляемых
деталей
- виды соединений деталей и способов передачи движений
Развивающие:
− формирование трудовых умений и навыков, умение планировать
работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при
необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
− развитие умения визуального представления информации и
собственных проектов;
− развитие у детей воображения, пространственного мышления,
воспитания интереса к технике и технологиям.
6

Воспитательные:
− развитие основ коммуникативных отношений внутри проектных групп
и в коллективе в целом;
Предметные результаты:
знать/понимать:
основы и принципы теории решения изобретательских задач, начальные
базовые навыки инженерии; принципы проектирования; основы работы на
аддитивном оборудовании; основы работы на станках с числовым
программным управлением; основы работы с ручным инструментом; основы
работы с электроинструментами и на универсальных станках.
уметь:
самостоятельно работать на универсальном оборудовании, с
электроинструментом; самостоятельно работать с ручным инструментом.
Личностные результаты:
работа в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение
задач и др.; развитие познавательных интересов обучающихся; умение
ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать
техническую литературу для поиска сложных решений; навыки ведения
проекта, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта,
выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных
условий; развитие критического мышления; проявление технического
мышления, познавательной деятельности, творческой инициативы,
самостоятельности; способность творчески решать технические задачи;
готовность и способность применения теоретических знаний по
физике, информатике для решения задач в реальном мире; способность
правильно организовывать рабочее место и время для достижения
поставленных целей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить
перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять
познавательные интересы; умение использовать различные источники
получения информации с помощью компьютера; умение определять
надежность и достоверность источника; умение самостоятельно планировать
способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути
достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные
способы решения познавательных задач; умение поддерживать беседу,
выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
умение осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и
осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности;
умение организовывать совместную познавательную деятельность,
сотрудничать; умение проявлять толерантность, терпимость, уметь решать
конфликты; умение выслушивать другие мнения, а также формулировать,
отстаивать и аргументировать свое мнение.
7

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование модулей
п/
п

ТАКТ 1.
1. Техника безопасности. Инструктаж по
технике безопасности
2. Рисунки, основы черчения
Виды
систем координат.
3. Выбор проектов и составление планов
их реализации.
ИТОГО:
ТАКТ 2
1. Прямоугольная система координат
(Декартовая), плоскость 2D, 3D.
2. Разрезы и сечения. Обозначения на
чертеже.
3. Проектная работа.

Колво
часов,
всего

В том числе
Теория Практи
ка

Форма
аттестации,
контроля

2

2

0

8

2

6

2

2

0

12

6

6

2

2

0

8

2

6

Анализ работ

2

0

2

Взаимоанализ
работ

ИТОГО:
ТАКТ 3
1. Чертеж – основа(закон)
технологического процесса
2. Составление простых
технологических процессов
3. Черчение простых деталей с
разрезами, сечениями и видами
4. Проектная работа

12

4

8

2

2

0

4

2

2

Анализ работ

4

0

4

2

0

2

Взаимоанализ
работ
Презентация
работ

ИТОГО:
ТАКТ 4
1. Основы взаимозаменяемости.
2. Припуски, допуски и посадки.
3. Системы допусков: отверстия и вала.

12

4

8

2
2
2

2
2
2

0
0
0

Понятие качества изделия
Обозначение на чертеже
Проектная работа

2
2
2

2
0
0

0
2
2

ИТОГО:
ТАКТ 5
1. Измерительные инструменты

12

6

6

2

2

0

4.
5.
6.

Презентация
работ

Анализ работ
Взаимоанализ
работ

8

2.

Способы и методы измерения.

8

0

8

Анализ работ

3.

Проектная работа

2

0

2

Взаимоанализ
работ

4.

ИТОГО:

12

2

10

2

2

0

Физико-механические свойства
древесины.
Режущие инструменты
для обработки древесины

2

2

0

6

0

6

Взаимоанализ
работ

Проектная работа

2

0

2

Взаимоанализ
работ

12

4

8

2

2

0

8

0

8

Анализ работ

2

0

2

Взаимоанализ
работ

12

2

10

2

0

2

2.

Металлообработка. Классификация
сталей.
Технология обработки металлов

8

0

8

3.

Проектные работы

2

0

2

12

0

12

2
2

2
2

0
0

2
2
2

0
0
0

2
2
2

2

0

2

12

4

8

2

0

2

2

2

0

ТАКТ 6
1. Деревообработка.
2.
3.

4.

ИТОГО:
ТАКТ 7
1.
2.
3.

Основы режущих
инструментов
Виды ручных и
машинных инструментов
Проектные работы
ИТОГО:

ТАКТ 8
1.

ИТОГО:
ТАКТ 9
1. Элементы машиноведения
2. Виды механических передач
3.
4.
5.
6.

Виды соединения деталей
Резьбовое соединение
Соединения деталей сваркой и
посадками
Проектные работы

ИТОГО
ТАКТ 10
1.
2.

Передовые технологии
обработки металлов.
Лазерные и станки с ЧПУ

Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ

Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ

Презентация
работ

9

4

0

4

4.

Программирование изготовления
деталей на станках ЧПУ
Интерфейс программы Linux CNC Mill

2

2

0

5.

Проектные работы

2

0

2

12

4

8

2
4

2
0

0
4

2

0

2

4

0

4

12

2

10

8

0

8

Взаимоанализ
работ

4

0

4

Взаимоанализ
работ

12

0

12

140

36

104

3.

ИТОГО:
ТАКТ 11
1. Понятие сборочного чертежа
2. Сборка и разборка узлов автомобиля
3.

Сборка механизмов полиспаста

Проектные работы
Подготовка к защите годового
проекта.
ИТОГО:
ТАКТ 12
1. Проектные работы.
Подготовка к защите звеньевых и
индивидуальных проектов
2. Защита проектов.
4.

ИТОГО:
Всего по программе:

Анализ работ

Взаимоанализ
работ

Презентация
работ
Анализ работ
Взаимоанализ
работ

10

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
ТАКТ 1
1.Вводное занятие.
Теория: вводный инструктаж по технике безопасности, правила
поведения и работы в «Кванториум».
Практика: беседа, опрос.
2. Рисунки, основы черчения. Виды систем координат.
Теория: Знакомство с основными понятиями и терминами. Отличие
рисунков, эскизов и чертежей.
Виды систем координат, применяемые в машиностроительном
черчении.
Практика: Первые рисунки, чертежи для использования при
изготовлении деталей и узлов при серийном производстве. Виды проекций,
объемные виды.
3. Выбор проектов и составление планов их реализации.
Теория: выбор проектов на год, подбор проектов на каждый такт и
основного годового. Утверждение звеньев, мастеров проектов, согласование и
утверждение графика выполнения проектов.
ТАКТ2
1. Прямоугольная система координат (Декартовая), плоскости 2D, 3D.
Теория: основные понятия о основной системе координат, применяемой
при изготовлении машиностроительных чертежей и для программирования
изготовления деталей на станках с ЧПУ.
2. Разрезы и сечения. Обозначение на чертеже.
Теория: Необходимое и достаточное количество разрезов и сечений.
Практика: разработка простых чертежей с разрезами, сечениями и
видами
3. Проектная работа
Практика: работа над проектами по графику.
ТАКТ 3
1. Чертеж – основа (закон) технологического процесса
Теория: Понятие чертежа, как основы, согласованного и утвержденного
документа для разработки технологического процесса.
Практика: Рассмотрение чертежа с точки зрения порядка и
последовательности написания технологического процесса.
2. Составление простых технологических процессов.
Практика: Отработка навыков разработки простых техпроцессов
3. Черчение простых деталей.
Практика: Отработка порядка и навыков черчения простых деталей.
4. Проектная работа.
Практика: Выполнение проекта согласно графику.
ТАКТ 4
11

1.Основы взаимозаменяемости.
Теория: Рассмотрение понятия взаимозаменяемости.
2. Припуски, допуски и посадки.
Теория: Рассмотрение понятия припусков, задаваемых при создании
чертежа, исходя из условий техпроцессов. Понятие допусков и посадок.
3. Системы допусков: отверстия и вала.
Теория: Рассмотрение понятия систем допусков отверстия и вала
4. Понятие качества изделия.
Теория: Введение понятия качества изготавлеваемых деталей.
Практика: Отработка навыков определения качества обработки деталей.
5. Обозначение посадок на чертеже.
Практика: Рассмотрение правил и способов обозначения посадок на
чертеже.
6. Проектные работы.
Практика: Выполнение проектных работ согласно графику
ТАКТ 5
1. Измерительные инструменты.
Теория: Понятие о измерительных инструментах.
2. Способы и методы измерений.
Практика:
Получение
навыков
работы
с
измерительными
инструментами.
3. Проектные работы.
Практика: Работа над проектами по графику.
ТАКТ 6
1. Деревообработка
Теория: Рассмотрение понятия и видов обработки изделий из древесины.
2. Физико-механические свойства древесины
Теория: Виды и свойства древесины. Обсуждение особенностей
обработки древесины с учетом ее свойств.
3. Режущие инструменты для обработки древесины.
Теория: Ручные и электроинструменты. Заточка и настройка.
Практика: Отработка навыков работы с инструментами.
4. Проектная работа.
Практика: работа над проектами по графику.
ТАКТ 7
1. Основы режущих инструментов.
Практика: Рассмотрение понятия углов резания-основы принципа
обработки деталей.
2. Виды ручных и машинных инструментов.
Практика: Практическая работа по отработке навыков безопасной
работы ручными и машинными инструментами.
3. Проектная работа.
Практика: Работа над проектом.
12

ТАКТ 7
1. Металлобработка. Классификация сталей.
Теория: Рассмотрение видов и способов обработки металлов и различий
и особенностей сталей.
2. Технология обработки металлов.
Теория: Понятия о технологии и видах обработки металлов.
Практика: Отработка приемов обработки металлов.
3. Проектные работы.
Практика: работы над проектом по графику.
ТАКТ 9
1. Элементы машиноведения.
Теория: Рассмотрение понятия о теоретической механике-основы
создания машин и механизмов.
2. Виды механических передач.
Теория: Рассмотрение видов и способов соединений деталей и узлов.
3. Виды соединений деталей.
Практика: Рассмотрение видов соединений деталей и отработка
навыков сборки деталей и узлов
4. Резьбовые соединения.
Практика: Отработка навыков соединения деталей с помощью резьбы,
навыков нарезания резьбы.
5. Соединение деталей сваркой и посадками.
Практика: Отработка навыков соединения деталей сваркой и с
помощью посадок.
6. Проектная работа.
Практика: Работа над проектами по графику.
ТАКТ 10
1.Передовые технологии обработки.
Теория: Ознакомление с новыми технологиями обработки деталей.
2. Лазерные и станки с ЧПУ.
Теория: Понятия о лазерной обработке и на станках с ЧПУ.
3. Программирование изготовления деталей на станках с ЧПУ.
Практика: написание программы элементов обработки деталей.
4. Интерфейс программы Linux CNC Mill.
Теория: научиться программировать простейшие элементы обработки
деталей.
5. Проектная работа.
Практика: работа над проектами согласно графику.
ТАКТ 11.
1. Понятие сборочного чертежа
Практика: научиться составлять сборочные чертежи.
2. Сборка и разборка узлов автомобиля.
Практика: отработка навыков сборочно-разборочных работ на
примере автомобильных узлов и механизмов.
13

3. Сборка механизмов полиспастов.
Практика: рассмотрение способов сборки узлов и механизмов
полиспастов.
4. Проектные работы.
Практика: подготовка к защите годового проекта.
ТАКТ 12
1. Проектные работы
Практика: подготовка к защите звеньевых и индивидуальных
проектов.
2. Защита проектов.
Практика: защита проектов, подведение итогов года.

14

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год

Дата
начала
обучения
11
сентября

Дата
окончания
обучения
25 мая

Количество
учебных
недель
35

Количество
учебных
дней
35

Количество Режим
учебных
занятий
часов
70
1 занятие по
2 часа в
неделю

Каникулы:
2023-2024 уч.год:
23.12.2023-07.01.2024
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
− качественное освещение; − столы, стулья по количеству обучающихся
и 1 рабочее место для педагога;
Оборудование:
− персональные компьютеры на каждого обучающегося и
преподавателя;
− Wi-Fi для поддержания on-line доступа к системе обучения;
− мультимедийный проектор либо интерактивная доска для показа
презентаций;
− персональные компьютеры для работы с 3D-моделями с
предустановленной операционной системой и специализированным ПО
Профильное оборудование:
– 3D-принтер с принадлежностями;
– фрезер учебный с принадлежностями;
– лазерный гравер учебный с рамой на колесах;
– паяльная станция;
– ручной инструмент; Расходные материалы:
− whiteboard маркеры;
− бумага писчая;
− шариковые ручки;
− permanent маркеры; Информационное обеспечение:
− операционная система Windows 7,8,10 / MacOS;
− браузер Google Chrome последней версии;
− программное обеспечение Microsoft Office; Программное
обеспечение:
– программное обеспечение САПР для проектирования;
15

– ПО для станка;
– ПО 3Д-моделированию;
– презентационное оборудование;
– интерактивный комплект Дополнительное оборудование;
– вытяжная система для лазерного станка фильтрующая.
Кроме того, в кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту, линейки,
канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся для
оформления творческих проектов.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1
педагог с квалификацией «педагог дополнительного образования». Уровень
образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат /
специалитет / магистратура).
Методические материалы: карточки с описанием кейсов (заданий и
проектов), презентации нового материала, настольные игры для развития
логики и последовательного мышления, электронные игры для развития
навыков построения алгоритмов, готовые программные коды (в том числе с
пропущенными строчками для проверки знаний по отдельным темам), квизы
по пройденным темам, оценочные материалы.

16

3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля знаний и умений обучающихся включает оценку
жестких и гибких навыков.
Жесткие навыки представляются в виде оценки продуктов деятельности
обучающихся и/или посредством выполнения контрольных заданий.
Гибкие навыки – посредством наблюдения за обучающимися во время
занятий и занесения результатов в диагностическую карту (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по завершению
реализации программы в виде защиты групповых проектов.

17

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Прядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей";
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г.
№ 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
18

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Методическая литература для педагога:
1. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая
безопасность образовательной среды: Учебное пособие. Под ред. И. А.
Баева. М., 2009.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах М.: Педагогика,
1982-1984.
(Акад.
пед.
наук
СССР).
237.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд.
второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос»,
2000. — 384 с.
4. Исаев Е. И., Слободчиков В.И. Психология образования человека.
Становление субъективности в образовательных процессах. – Учебное
пособие. — Изд-во ПСТГУ, 2013.
5. Сапогова Е.В. Психология развития человека. Учебное пособие. —
Изд-во М.: Аспект Пресс, 2005.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М: Московский
рабочий, 1969.
2. Астапчик С. А., Голубев В. С., Маклаков А. Г. Лазерные
технологии в машиностроении и металлообработке. — Белорусская наука.
3. Виноградов В.Н., Ботвинников А.Д., Вишнепольский И.С.
Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений, г.Москва,
«Астрель», 2009.
4. Герасимов А. А. Самоучитель КОМПАС-3D V9. Трехмерное
проектирование — Страниц: 400;
5. Малюх В. Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. — М.:
ДМК Пресс, 2010. — 192 с.
6. Уик, Ч. Обработка металлов без снятия стружки /Ч.Уик.–М.: Издво
«Мир», 1965.–549 с.
7. Годик Е.И., Хаскин А.М. Справочное руководство по черчению.
8. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические
измерения.
9. Ицкович Г.М., Минин Л.С., Винокуров А.И. Руководство к решению
задач по сопротивлению материалов.

19

Приложение 1
Диагностическая карта
Показатели

Коммуникации
(1-3 б)

Критическое
мышление
(1-3 б)

Оцениваемые
параметры

- умение общаться
и строить
отношения в
группе
- умение донести
свою
точку зрения до
слушателя
- навык
публичного
выступления

- умение работать
с
информации,
анализировать,
делать
обоснованные
выводы и
давать
собственную
оценку
вещам, явлениям,

Критерии оценивания
степень выраженности оцениваемого качества
Высокий
Низкий уровень
Средний уровень
уровень
(0-39 бал)
(40-70 б)
(71-87 б)
Личностные и метапредметные компетенции
-испытывает
затруднения в
общении с
одногруппниками
и педагогом,
-не идёт на
контакт

-испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
информацией
- не умеет
анализировать
и делать выводы
и давать
собственную оценку

-общается с
одногруппниками
и
педагогом
-может донести
свою
точку зрения
только с
помощью
наводящих
вопросов
-боится выступать
перед аудиторией

-активно
общается со
всеми
участниками
образовательного
процесса
-в доступной
форме
высказывает свою
точку зрения,
используя
аргументы
-уверенно
выступает
перед аудиторией

- умеет работать с
информацией
- анализирует,
делает
выводы и даёт
собственную
оценку с
помощью педагога

- умеет работать с
информацией из
различных
источников
- самостоятельно
может провести
анализ, сделать
вывод и оценить

Методы
диагностики

Набранный
балл

Наблюдение
Собеседование
Защита проектов
Презентация
творческого
задания
Игра
Взаимооценка

Наблюдение
Карта аналогов
Исследовательская
работа
Домашнее задание
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

20

событиям
и т. д.

Креативное
мышление
(1-3 б)

Работа в
команде
(1-3 б.)

Творческая
активность
(1-3 б)

- проявление
творческих
способностей при
создании
новых идей
- умение работать
в
команде: находить
общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- осознание
ответственности
за общий
результат.
- участие в
массовых
мероприятиях
- участие в
конкурсах,
соревнованиях,

- не проявляет
творческих
способностей
- всё делает по
образцу
- не умеет
генерировать
идеи

- не ярко выражены
творческие
способности
- генерирует идеи
не
отличающиеся
своей
новизной, мыслит
стереотипно

- проявляет
творческие
способности при
формировании и
реализации новых
идей,
отличающихся
своей
нестандартностью

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Домашнее задание
Взаимооценка

- не принимает
участия
в групповых и
командных видах
работы
- держится
обособленно

- участвует в
командной
(групповой) работе,
но
инициативу не
проявляет
- по проблемным
вопросам
принимает
мнение
большинства
участников группы

- принимает
активное
участие в
командной
(групповой) работе
- имеет свою точку
зрения и умеет её
отстаивать
- осознаёт себя
частью единой
команды и
понимает
ответственность за
общий результат

Наблюдение
Проектная работа
Игра
Мозговой штурм
Взаимооценка

- не принимает
участие

- принимает
участие с
помощью педагога
или
родителей

- проявляет интерес
и
активно участвует
- самостоятельно
выполняет работу

Наблюдение
Портфолио
Выполнение работы
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

Диагностичес
кая карта

21

выставках
различного уровня
Предметные компетенции

Теоретическая
подготовка
(1-3 б.)

Практические
умения и
навыки (1-3 б)

- соответствие
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
- владение
специальной
терминологией

- владеет менее
чем ½ объёма
знаний,
предусмотренных
программой
- знает не все
термины

- объём
усвоенных
знаний
составляет
более ½,
- знает все
термины,
но не применяет,

- обучающийся
освоил практически
весь объём знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период,
- знание терминов и
умение их применять

Наблюдение
Собеседование
Работа над
проектом
Защита(презентация)
проекта
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

- соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
- владение
специальным
оборудованием
и
оснащением
- творческие
навыки

- обучающийся
овладел менее
чем ½
предусмотренных
умений и
навыков
- ребёнок
испытывает
серьёзные
затруднения при
работе с
оборудованием
- выполняет
простейшие
практические
задания педагога

- обучающийся
владеет более чем
½
предусмотренных
умений и
навыков,
- работает с
оборудованием и
необходимым
оснащением с
помощью
педагога
- выполняет в
основном задания
на
основе образца

- обучающийся
овладел
практически всеми
умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период

Наблюдение
Собеседование
Работа над
проектом
Выполнение
творческих и
практических работ
Взаимооценка

Диагностичес
кая карта

22

23



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.